«Интурист» успел оптимизировать расходы и заморозить капиталоемкие проекты еще осенью прошлого года. Сейчас от кризиса компанию защищает диверсифицированный портфель проектов, говорит президент ВАО «Интурист» Александр Арутюнов. Компания концентрируется на развитии туристического направления и розничных сетей.
Первый этап кризиса на российском туристическом рынке завершился после введения валютного коридора, ограничившего колебания курса рубля к доллару и евро. «Состояние отрасли зависит от соотношения валютных курсов. После завершения первого этапа девальвации рубля туристический рынок стабилизировался, но на новом уровне цен», -- описывает ситуацию Александр Арутюнов, президент крупнейшего в России туроператора ВАО «Интурист».
«Все было переосмысленно»
По его словам, «Интурист» защитила от кризиса диверсификация направлений бизнеса. «Сильнее всего кризис ударил по компаниям, которые специализируются на выездном туризме. А в нашем портфеле и въездной, и выездной, и внутренний туризм, а также гостиничный бизнес. Так что влияние кризиса на компанию сейчас нельзя назвать очень существенным», -- констатирует Александр Арутюнов.
Несмотря на это, «Интурист» начал урезать расходы еще осенью прошлого года, признает топ-менеджер. В октябре--ноябре руководство холдинга сократило расходы и оптимизировало структуру управления. Закрывались офисы продаж, которые к этому времени не вышли на запланированный уровень прибыли, были приостановлены капиталоемкие стройки (в частности, федеральный гостиничный проект), изменились цены на путевки и гостиничные номера. «Здесь вопрос был не в подготовке к кризису, а в быстрой реакции на меняющуюся ситуацию. Мы среагировали быстро. В этом году мы уже занимаемся новой маркетинговой стратегией в условиях снижения рынка», -- объясняет Александр Арутюнов, добавляя: «Все было переосмысленно».
Для Александра Арутюнова кризис -- это «однозначно негативное явление». «Но он позволяет решить массу вопросов, которые невозможно решить на растущем рынке», -- признает президент «Интуриста».
«Благополучных компаний не осталось»
Туристическим компаниям не хватает денег. Активность «Интуриста» в сфере слияний и поглощений ограничена сложностями с привлечением финансирования, замечает Александр Арутюнов. Сейчас «Интурист» концентрируется на развитии туристического направления и розничных сетей. Новые точки продаж компании открываются на месте офисов столкнувшейся с финансовыми трудностями сети «Куда.ру».
«В сложившейся ситуации целесообразно покупать не сами компании, а бизнес компаний, -- описывает ситуацию на отраслевом рынке слияний и поглощений президент «Интуриста». -- Благополучных компаний в отрасли практически не осталось. Но несколько целей есть».
«Будут сделки», -- обещает он.