Представители ведущих российских информационных агентств провели круглый стол в Совете Федерации, чтобы обсудить тактику своего проникновения в регионы.
Точкой опоры для освоения новостного поля российских территорий были признаны самодеятельные журналисты – блогеры.
Интерес крупнейших информационных компаний к региональному контенту имеет несколько объяснений. Это и исчерпание ресурса трафика центральных городов, и рост местных рекламных рынков, и увеличение проникновения Интернета в глубинке.
По данным заместителя главного редактора сайта «Комсомольской правды» Олеси Носовой, в 2012 году число российских пользователей Глобальной сети выросло на 15%, причем 93% новых пользователей живут за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. «Самый могучий прирост идет за Уралом», - констатировала Носова, отметив, что традиционно региональный читатель больше верит центральным изданиям, чем местным, районным газетам.
«Американский опыт показывает, что региональная информация находится в приоритете для человека на местности, и весь вопрос в том, как ее подать, - заявил, в свою очередь, Михаил Харламов, руководитель отдела поддержки международных и региональных проектов ИТАР-ТАСС, недавно вернувшийся со стажировки в американском Питтсбурге. - Все мы в регионах играем на поле, которое, мягко говоря, высококонкурентно, и как быть первым в этой гонке – каждый решает сам для себя».
В последнее время главной точкой опоры для крупных федеральных СМИ, предпринимающих экспансию в регионы, становится гражданская журналистика. Благодаря технологиям 21 века, позволяющим относительно просто публиковать текстовые, графические и видеоматериалы, один активный блогер может заменить собой прежний полноценный корреспондентский пункт.
Еще относительно недавно даже представить себе такие технологии было невозможно, поэтому кое-кто из российских новостных гигантов по-прежнему строит свою работу с регионами на моделях, бывших в ходу полвека назад. Старая гвардия продолжает надеяться на громоздкие и неповоротливые корсети, объединенные всемогущими редакторами в Москве, вместо того, чтобы попытаться использовать открывающиеся возможности.
В противовес таким агентствам информационные порталы нового поколения не нуждаются в болезненной перестройке, поскольку в них с самого момента создания заложена перспектива использования самых последних достижений гражданской журналистики. Хорошим примером здесь может служить молодое сетевое издание SmartNews, за первый же год своего существования продемонстрировавшее высокую эффективность и отличные показатели качества работы.
Как рассказал на круглом столе главный редактор SmartNews Сергей Яковлев, на данный момент издание имеет около 60 корпунктов, 150 собственных корреспондентов и сотни независимых авторов. «Кстати, авторы к нам приходят сами, в том числе из социальных сетей. Это также местные блогеры, известные в своих регионах. Они приходят к нам, на федеральную площадку, чтобы попытать счастья и стать заметным на более высоком уровне, - сообщил Яковлев. - Наш сайт построен таким образом, что любой читатель может стать нашим автором либо соавтором, опубликовав как полноценный материал, так и оставив комментарий или экспертное мнение».
По словам главреда SmartNews, первое признание этого проекта состоялось в начале года, когда корпорация Apple назвала его приложение в AppStore одним из лучших среди российских приложений. Второе признание – получение престижной международной премии «Бренд года» от Effi/Russia. За неполный год работы общая аудитория портала превысила 11 млн. человек, а число подписчиков в соцсетях составляет более 100 тысяч аккаунтов.
Секрет успеха портала связан именно с широким привлечением к сотрудничеству блогеров из регионов. Сегодня авторы интернет-дневников представляют собой заметную социальную силу, с ними считаются власти на местах, да и чисто технические их показатели вполне сопоставимы с иными СМИ. «Они ведут свои блоги и вполне могут зарабатывать на рекламе, - отметил директор по маркетингу блог-хостинга LiveJournal Олег Бармин. – У меня, например, за апрель в блоге был миллион просмотров».
Широкое привлечение блогеров к сотрудничеству поможет приходящим в регионы федеральным СМИ преодолеть такие негативные местные факторы, как кадровый голод, неразвитость коммуникационной инфраструктуры и отсутствие выстроенных отношений с местными властями. Будущее, по мнению участников круглого стола, именно за такой моделью информационного сотрудничества.