Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

02:13
Москва
29 марта ‘24, Пятница

Зона риска: как распределяется прибыль от регистрации доменов в рунете

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

28 февраля Инфокс опубликовал материал о сложившихся проблемах федерального проекта доменной зоны .РФ. В этой статье, в частности, было высказано предположение о неэффективном расходовании средств, которые попадают в АНО «Координационный центр национального домена сети Интернет» (КЦ).

В ответ на эту публикацию Координационный центр направил в редакцию письмо с требованием подтвердить документально эту информацию или опубликовать опровержение. Редакция Инфокс проанализировала финансовую отчетность, опубликованную на сайте КЦ, и обнаружила неточность во многих документах, что может свидетельствовать об очевидной непрозрачности распределения доходов, которые получает администрация национальных доменов (RU и РФ) в лице самого КЦ и учрежденного им же Технического Центра Интернет (ТЦИ).

Приводим полный текст письма КЦ, направленного в Инфокс:

«В статье издания INFOX от 29 февраля 2012 года, автор не указан, содержится информация, которая не соответствует действительности, а именно:«Из этого можно сделать вывод, что собранные средства расходуются крайне неэффективно, и проконтролировать этот процесс очень сложно в силу непрозрачности бюджета КЦ. Непрозрачность бюджета - отдельная тема для изучения. Примером может служить тянущийся конфликт между «Региональным Общественным Центром Интернет Технологий» (РОЦИТ) и КЦ. В 2010 году РОЦИТ получил от КЦ в виде займа 4 млн. рублей. В конце прошлого года Координационный центр отправил требование по уплате долга. Согласно протоколу проведенного внеочередного собрания заем был взят на реализацию проектов, к которым РОЦИТ впоследствии не имел никакого отношения (например, проект «Премия Рунета»). В КЦ эти средства так и не вернулись». АНО «Координационный центр национального домена сети Интернет» - является максимально прозрачной организацией и управляется советом, в который входят 12 выбранных членов представителей интернет-общественности. Все операции с денежными средствами (маркетинговые статьи или займ) утверждаются на заседаниях совета. Кроме того, все заседания данного органа управления фиксируются на сайте Координационного центра в официальных документах и в новостях. Пожалуйста, подтвердите документально информацию, опубликованную на страницах вашего издания или опубликуйте опровержение. В противном случае мы будем вынуждены обратиться в суд в защиту репутации некоммерческой организации «Координационный центр национального домена сети Интернет».

С уважением,

Ольга Александрова-Мясина, Координационный центр домена .RU / .РФ».

На основании финансовой отчетности, доступной на сайте КЦ, а также документов, которые оказались в распоряжении редакции Инфокс, можно сделать вывод о непрозрачности распределения доходов, которые получает администрация национальных доменов (RU и РФ) в лице самого КЦ и учрежденного им же Технического Центра Интернет (ТЦИ).

Так, за год было зарегистрировано 3,1 млн. доменов ru и 0,7 млн РФ. Сумма которую должен был получить КЦ составляет 3,8 млн. доменов * 83 руб. (отчисление за регистрацию) = 315.4 млн. руб. Однако, в отчете за 2010 год, опубликованном на сайте КЦ, показано, что собранные за регистрацию доменов средства по состоянию на 31.12.2010: составили всего 111,7 млн. руб.

Из этого отчета остается непонятным, куда исчезли 315,4-111,7=203,7 млн. руб. Если верить описанию того, как регистрируются домены, можно предположить, что более 200 миллионов поступило ЗАО «Технический Центр Интернет» (ТЦИ), который является дочерней структурой некоммерческой организации КЦ. Получается, что две трети доходов не описаны в бюджете некоммерческой организации и выведены из нее в дочернюю компанию ТЦИ. Причем, из информации на сайте также следует, что директором ТЦИ является Алексей Платонов (он же директор РосНИИРОС), а его первым заместителем – Марина Никерова, которая в 2011 году занимала должность председателя Совета КЦ.

Косвенно предположения о выведении двух третей дохода КЦ в дочернюю компанию ТЦИ подтверждаются отчетами из СПАРК за 2010 г., где можно увидеть как раз те самые переданные из КЦ 250 млн. руб. выручки в 2010 г. Т.е. если бы не была создана закрытая для публичности дочерняя компания КЦ в 2010 г. Должен был получить выручку в размере более 360 млн. руб. и в отчетах на сайте КЦ можно было бы увидеть расходование этих средств.

В отчетности выявляется еще один странный парадокс: при общем росте количества доменов в зоне ru и .РФ, выручка за 2010 г. КЦ упала более чем на 26% по сравнению с 2009 г. Из этого, по нашему мнению, можно сделать лишь один вывод: около 2/3 доходов КЦ, начиная с 2010 года (за один год или с этого года) были переведены в непрозрачную для акционеров КЦ дочку ТЦИ. При этом доходность самого КЦ упала практически до нуля из-за роста управленческих и операционных расходов.

Странно выглядит и тот факт, что с 2009 года в отчетности КЦ стали выделяться отдельной строкой управленческие расходы, которых не было до 2008 г., причем в 2009 – 2010 гг. они резко взлетели, составив 60 и 97 млн. руб. соответственно.

Отчеты КЦ за 2011 год также вызывают вопросы. Например, расходы по статье "Развитие системы регистрации" за 2011 год составили 11 762 479 руб. Но детализация этих расходов не приводится, более того, самой системой регистрации занимается ТЦИ – так сказано на сайте этой организации, а не КЦ. Тогда получается, что и деньги на развитие системы регистрации должны выделяться из бюджета ТЦИ (тех самых 204 млн.). В статье "Реклама и маркетинг" расходы за 2011 год составили 11 909 588 руб., но подробная детализация того, куда пошли эти деньги опять отсутствует. Приводится лишь общая информация о количестве установленных рекламных щитов, видеороликов на телеканалах . Правда из этой информации невозможно понять, что это за реклама, как и где она размещалась, кем создавалась, кто, например, определял охват аудитории? И, самое главное, как эта реклама оплачивалась?

Еще один, на наш взгляд, явный пробел - в отчете за первое полугодие 2011 года доходы ТЦИ вообще не указано, то есть не описано, куда уходит большая часть собираемых с пользователей средств.

Вызывает сомнения и прозрачность совета директоров КЦ. Например, совершенно непонятно, почему на сайте этой организации не публикуется список кандидатов в совет, отсутствуют результаты голосований совета по ключевым вопросам, нет мнений членов совета по этим вопросам, не опубликовано ни одного протокола или хотя бы более-менее подробного информационного отчета о работе совета и самого КЦ. Например, в новости про переизбрание директора КЦ зачем-то сказано о росте домена .РФ по итогам 2011 года (хотя, рост под конец года обусловлен тем, что домены не удалялись), но при этом нет протокола голосования, даже не указано число голосов членов совета, поданных за кандидатов в директора.

В статье были использованные на сайте КЦ отчеты за 2010 год и за 2011 год: Отчет (2010): http://www.cctld.ru/upload/files/dir_year_report3_2010.pdf (с. 9 реклама, с. 11 финансы)

Отчет (2011): http://www.cctld.ru/upload/files/otchet_jan-june_2011.pdf (с. 13 финансы)

В заключение стоит добавить, что все вопросы по финансовой отчетности, о которых идет речь в данной статье, и которые возникли в ходе анализа документов, редакция Инфокс отправила в АНО «Координационный центр национального домена сети Интернет» (КЦ), но ответа на них не получила.

От редакции INFOX.RU:

После публикации данного материала, директор Координационного центра Андрей Колесников дал интервью корреспонденту Инфокс, в котором ответил на вопросы по поводу финансовой отчетности, рассказал о том, какие функции выполняет Координационный центр, как он связан с Техническим центром Интернет и поделился своим мнением по поводу развития российского доменного пространства.

Интервью с Андреем Колесниковым можно прочитать на сайте Infox.ru в разделе Пресс-центр.

Российский Красный крест собрал 1,2 млрд рублей на помощь жертвам трагедии в «Крокусе»
Реклама