Сохранить номер при смене оператора связи в России можно будет только через пять лет. Минкомсвязи одобрило новый принцип работы телекоммуникационной отрасли, но денег на переход к Mobile Network Portability у операторов нет. По подсчетам МТС, нововведение обойдется в $400 млн, а госбюджет недополучит $80 млн неуплаченных налогов ежегодно.
Сохранять номер при смене оператора связи можно будет только в 2015 году. Минкомсвязи одобрило внедрение услуги переносимости номера абонента, но переходный период займет около пяти лет. Заместитель министра связи и массовых коммуникаций Наум Мардер заявил Infox.ru, что услуга MNP (Mobile Network Portability – переносимость номера мобильного) станет доступна по всей России, а NP (переносимость номера фиксированной связи) будет внедряться по регионам.
Пять лет назад Минсвязи объявило о скором внедрении этой услуги, но до реализации на практике дело не дошло из-за слабой цифровизации сетей связи. Сейчас, по словам Наума Мардера, «принятие жестких административных мер преждевременно»: «политическая воля есть, но нужно подумать об инженерном решение задачи». Для этого будет проведена исследовательская работа – на деньги крупных операторов связи и построены опытные зоны – в Татарстане и еще одном регионе с уровнем цифровизации не менее 40%.
По данным Союза участников рынка инфокоммуникационных услуг, MNP реализована почти во всех странах ЕС, в 48 странах мира. «Большинство стран с высоким уровнем дохода населения давно внедрили эту услугу. Индия и Китай уже анонсировали внедрение MNP», -- заявил руководитель проекта переносимости номеров Инфокоммуникационного Союза Александр Гоцуляк на заседании секции научно-технического совета при Минкомсвязи.
Операторы «большой тройки» выступили против оперативного введения услуги MNP. «Стоимость внедрения услуги больше, чем выгода от нее», -- заявил вице-президент по коммерции МТС Михаил Герчук. По подсчетам компании, операторам связи нововведение обойдется в $400 млн, а госбюджет получит недостачу в $80 млн неуплаченных налогов ежегодно.
«Инвестиции во внедрение услуг будет значительным, их тем или иным образом надо будет окупать, поэтому, скорее всего, они повлияют на тарифы в сторону повышения, либо придется сделать стоимость этой услуги очень высокой. Кроме того, при введении MNP невозможно будет тарифицировать по направлениям. Соответственно, не будет возможности предоставлять самые дешевые тарифы – это тарифы внутри сети, которыми пользуются наиболее активные и низкодоходные абоненты, -- утверждает Михаил Герчук. -- Кроме того, при внедрении MNP абоненты будут перетекать к операторам, которые предоставляют более широкий спектр услуг, более высокого качества, и низкие цены. Как показывают исследования, такими операторами являются операторы «большой тройки». Соответственно, при внедрении этой услуги многие абоненты перетекут от региональных операторов к федеральным».
«Удивительно, что МТС теперь волнует судьба мелких региональных конкурентов», -- прокомментировал выступление вице-президента сотового оператора один из участников совета.
Представители МТС и «Вымпелкома» утверждали, что «заставить выделить такие деньги на услугу, которая будет внедряться три-четыре года и будет востребована одним процентом абонентов, – неразумное предложение». Но Минкомсвязи считает, что даже 1% абонентов, (около 2 млн) должны иметь право сохранить свой номер при переезде в другой город.
«MNP – инициатива хорошая, но несвоевременная. Сейчас же кризис, поэтому внедрение услуги стоит отложить на три года», -- сообщил представитель Ассоциации региональных операторов связи. Но, по сведениям Инфокоммуникационного союза, у некоторых региональных операторов есть желание и предложения по внедрению услуги переносимости номера абонента.
Все участники рынка признают плюсы введения услуги переносимости номера – свобода абонента, развитие рыночных отношений, возможное снижение цен при конкуренции и повышения качества сервисов. Минусы тоже названы, среди них сложности при управлении и правовом статусе центральной базы данных абонентов сотовой связи.
«Больше всех может выиграть «Связьинвест», если при построении федерального сотового оператора правильно разыграет карту MNP, -- заявил Infox.ru источник, близкий к структурам телекоммуникационного холдинга. – Достроив «пустую» сеть в Центральном, Северо-Западном и Южном регионах за пять миллиардов долларов, он объявит цену за минуту 25 копеек и получит дешевую абонентскую базу, по MNP к нему перейдут абоненты «большой тройки». Поэтому покупать «Мегафон» нет смысла».
Но в «Связьинвесте» скептично смотрят на эту идею, хотя и высказались за MNP. «Это на словах все хорошо,-- прокомментировал Infox.ru менеджер холдинга. – Кто сказал, что «большая тройка» в это время будет сидеть на месте. Они введут новые программы лояльности и, конечно, снизят цены».