Не интернет, а люди, сформированные интернетом, убьют классическое телевидение, заявил гендиректор «Первого канала» Константин Эрнст, выступая с докладом о будущем телевидения на международном телевизионном рынке MIPCOM. По мнению Эрнста, телевидение еще на протяжении десятилетий будет оставаться наиболее эффективным медиа.
Выступая с докладом, русскую версию которого опубликовал «Коммерсант», Эрнст отметил, что современное телевидение стоит рассматривать не как способ распространения, а как контентную команду. «Будем ли мы распространяться аналоговыми передатчиками, цифровыми сетями, через интернет либо другими способами – это совсем неважно. Каждое десятилетие будет приносить новый вид транспорта. Нам надо будет просто учиться ездить на новой лошади», – говорит Эрнст. По его мнению, главное в интернете – это индивидуум, который не способен создавать качественный и значимый аудиовизуальный контент.
«Подавляющая часть наиболее смотрибельного контента в интернете создается классическими командами киностудий, телеканалов и производящих компаний. Это глубоко коллективный труд», – обратил внимание Эрнст.
«Люди с синдромом рассеянного внимания»
«Классическое телевидение убьет не интернет, а люди, сформированные интернетом. И разделительная черта проходит где-то до и после 1980 года. Психика людей, родившихся после 1980-го, сильно отличается от психики людей, родившихся до. Язык, который они воспринимают и который является для них адекватным, принципиально иной. <…> Люди, родившиеся после 1980 года, не готовы проводить весь вечер у телевизора. Не готовы подчеркивать фломастером в телегиде интересные для них программы. Многие из них не в состоянии просмотреть часовую программу до конца. Их сознание готово ознакомиться с сутью предложенного продукта, и зачастую рекламный трейлер полностью удовлетворяет их интерес к просмотру. Синдром рассеянного внимания – диагноз этого поколения», – говорит гендиректор «Первого канала».
По мнению Константина Эрнста, раньше, «если вы смотрели MTV, а повзрослев, переходили на большие каналы, нынешние молодые зрители будут и в дальнейшем смотреть те каналы, к которым привыкли, – потому что там говорят на их языке».
«Человечество больно гиперстрессом»
Эрнст отмечает, что перед руководителями электронным СМИ стоит вопрос культурного кризиса. Он напоминает, что «homo sapiens как вид не приспособлен ни к такой скорости перемещения, когда с одного континента на другой можно перелететь за насколько часов, ни к такому объему информации, которая обрушивается на него даже из утюга». «Все это – скорости, обилие информации, мир, казавшийся таким огромным и ставший таким маленьким, – привело человечество к гиперстрессу».
Фрики на экране
«Главный герой-протагонист в самых успешных проектах десятилетия – это фрик. В какой бы социальной среде он ни находился. Доктор Хаус из одноименного сериала, доктор Лайтмэн из «Обмани меня», Хэнк Муди из «Калифорникейшн» или майор Глухарев из самого популярного российского сериала последних трех сезонов», – обращает внимание Константин Эрнст.
«Зритель подсознательно всегда пытается ассоциировать себя с главным героем. Ассоциация с фриком кажется парадоксальной. Но она весьма симптоматична. В изменившемся и не проартикулированном времени человек ассоциирует себя с героем, который легко и свободно нарушает все правила, существовавшие до этого. Обычный зритель не находит в себе силы нарушать их в обыденной жизни. Фрик на телеэкране делает то, чего внутренне желает телезритель», – говорит Эрнст.
Телевидение как проститутка
По мнению гендиректора «Первого канала», новое телевидение будет вынуждено, как уличный торговец или проститутка, предлагать свои услуги – и желательно убедительно – каждому попавшемуся ему на глаза клиенту, не имея возможности рассчитывать на ту лояльность, которая была у телевидения раньше. «Молодая аудитория больше не готова приходить к нам, как в храм, в определенный час определенного дня. Мы должны искать наших зрителей, разделив их на множество мелких категорий, для того, чтобы предложить каждому интересный только для них продукт», – говорит Эрнст.
Функция: объединять людей
«Телевидение, спасаясь от агрессии интернета, пытается отсепарировать интересы аудитории, создавая десятки и сотни каналов узкой специализации – про рыбалку, охоту, кулинарию и все что угодно. Но эти многочисленные новые каналы не в состоянии сделать то, что могут и обязаны сделать большие. Они должны объяснить новое время вашей жизни. В конце концов, ваша жизнь важнее, чем ваша рыбалка.
То, что придумали родившиеся в России Зворыкин и Сарнов и назвали термином «дальновидение» (телевидение), каким бы способом оно ни достигало своего зрителя, должно выполнять свою главную функцию. Объединять людей. Сохранять их единое пространство. Пытаться сделать их жизнь понятнее. И телевидение будет это делать. Просто в глобальном смысле это делать больше некому», – завершает Эрнст.
Фрагменты выступления Эрнста были выложены в интернете. «Интернет-юзеры, заходя на YouTube, с радостью выхватили из всей видеозаписи выступления лишь слово «проститутка», подтвердив вышесказанное: новая аудитория не готова вникать ни в смысл сказанного, ни в суть увиденного. Перечтите еще раз – я не о том, о чем вы подумали», – обращает внимание читателей «Коммерсанта» на смысл сказанного Константин Эрнст.