Телевидение пострадало от финансового кризиса сильнее кинематографа. В 2009 году в два раза сократилось и количество снятых телефильмов, и расценки на их производство.
По итогам 2009 года будет произведено около 70 полнометражных телефильмов, прогнозируется в исследовании компаний «Нeвaфильм» и RFilms. Это означает более чем двукратное снижение производства для отрасли: в 2008 году было снято 147 полнометражных фильмов для телевидения.
Полнометражных фильмов, произведенных в России для кинопроката, по итогам 2009 года прогнозируется около 80 (106 в 2008 году). Число кинофильмов впервые с 2006 года превысит число телефильмов, отмечают эксперты: в 2007-2008 годах для телевидения снимали на 30-40% больше фильмов, чем для кино. Смена тренда – признак того, что телевидение оказалось более подвержено влиянию экономического кризиса. Продолжительность производственного цикла у телевизионных проектов меньше, и каналы могли проявлять больше гибкости при заказе производства.
В 2006 год телепроизводство вернулось и по затратам. В докризисные годы средняя стоимость производства телепродукции росла в среднем на 30% в год, отмечается в докладе, но в 2009 году сократилась сразу наполовину. Стоимость производства одного эпизода короткого (до 26 серий) телесериала уменьшилась с $300 тыс. до $150 тыс., эпизод длинного сериала подешевел в производстве со $100 тыс. до $50 тыс., а средняя стоимость телефильма упала с $600 тыс. до $300 тыс.
Каналы снижали закупочные цены на контент. «Если в 2008 году максимальная закупочная стоимость одного эпизода телесериала на «Первом канале» и телеканале «Россия» достигала $700 тыс., то уже в 2009-м она составляет максимум $400 тыс.; стоимость закупочных цен на других федеральных телеканалах – от $100 до $200 тыс.», -- говорится в исследовании.
Спада выхода премьерных телесериалов на федеральных каналах эксперты не отмечают. Но положительная динамика «не позволяет с уверенностью говорить о росте производства»: телеканалы обладают обширными библиотеками продукции, ранее не выходившей в эфир.
Инвестиции в телепродукцию сокращаются. По данным на момент исследования, в 2009 году в производство длинных сериалов инвестировали 1,7 млрд руб., коротких – 1,9 млрд руб., а в телефильмы – 0,4 млрд. За весь 2008 год эти сегменты получили 4,7 млрд, 5,1 млрд и 2,3 млрд руб. соответственно.
Цены на услуги для съемочных групп в России по-прежнему превышают среднеевропейский уровень. Средняя стоимость аренды павильонов площадью от 400 до 1 тыс. кв. м в России примерно на 24,8% выше аренды аналогичных площадей в Восточной Европе.
Производство фильмов для кинопроката продолжило дорожать. В 2009 году средний производственный бюджет в кино составлял 124 млн руб. (около $4 млн). Это на 37,1% больше, чем по итогам 2008 года (78 млн руб.). Но кинофильмы нечасто оправдывают затраты на производство: фильмы с суммарным производственным бюджетом в 4,9 млрд руб. собрали в прокате только 3,6 млрд руб.
«Стоимость кинопроизводства в 2009 году сократилась примерно на 30%», -- считает кинопродюсер Вадим Горяинов. «То, что раньше можно было снять за одни деньги, теперь стоит дешевле. Рост средней стоимости фильма, скорее всего, вызван тем, что продюсеры, как происходит в США, отказываются от средне- и низкобюджетных проектов, предпочитают вкладывать деньги в блокбастеры, которые гарантированно окупятся в прокате», -- говорит он.
Расценки на производственные услуги снизились на 20-30%, подтверждает гендиректор «Мосфильма» Карен Шахназаров. «Ситуация на рынке довольно конкурентная, поэтому снижение практически повсеместное. Меньше и стало и запускаемых в производство картин. А бюджеты их оценивать трудно – реальные цифры никто не обнародует», - считает он.