Из-за финансового кризиса с рынка кинопроката уходят независимые компании. Из бизнеса вышла компания Lizard Cinema Trade, а Top Film Distribution меняет руководство и юридическое лицо, «чтобы выжить», рассказывают участники рынка.
Независимые российские кинопрокатчики уходят с рынка. С февраля 2009 года свой кинопрокатный бизнес свернула компания Lizard Cinema Trade, вышедшая на этот рынок в 2003 году. Официальные представители компании подтвердили, что она больше не планирует заниматься дистрибуцией фильмов в кинопрокат и закрыла соответствующее подразделение. В Lizard Cinema Trade сообщили, что планируют сконцентрироваться на дистрибуции кинофильмов на DVD.
По данным Альянса независимых кинопрокатных организаций (АНКО), Lizard Cinema Trade заняла в 2008 году 15-е место по кассовым сборам в России. По итогам 11 недель 2009 года компания занимает 11-е место в рейтинге кинопрокатчиков. Lizard Cinema Trade выпустила на российский рынок такие фильмы, как «Проклятие», «Бладрейн» и «Подземелье драконов».
Компания Top Film Distribution планирует сменить юридическое лицо. «Сейчас регистрируют новый Top Film с новыми реквизитами, будут пытаться выжить», -- рассказывает бывший сотрудник компании. Эту информацию подтверждает и действующий сотрудник Top Film Distribution. Он говорит, что компанию уже покинуло ее руководство вместе с генеральным директором Екатериной Гордецкой. Связаться с ней в четверг не удалось.
«Пакет фильмов для дистрибуции на 2009 год остался у компании, и они продолжат выходить в прокат», -- уверяют в самой Top Film Distribution.
По данным АНКО, Top Film Distribution заняла восьмое место по рублевым сборам в российском кинопрокате в 2008 году. В 2009 году она пока не выпустила в прокат ни одной картины, а в графике кинопремьер портала film.ru на 2009 год заявлено всего два фильма от Top Film Distribution. Компания вышла на рынок в 2007 году и выпустила на экраны такие фильмы, как «Блондинка с амбициями», «Умники» и «Ограбление на Бейкер-стрит».
В конце 2008 года о приостановке прокатной деятельности сообщила и компания «Пирамида». Выход из бизнеса в ней объясняли «сложной ситуацией на рынке кинопродукции». Другие участники рынка снижали активность из-за кризиса неплатежей. По данным компании Movie Research, количество фильмов в российском прокате сократится за год на 25-30%.
«Число кинопрокатчиков сокращается просто на глазах», -- говорит президент компании «Кино без границ» Сэм Клебанов. По его информации, ряд игроков рынка ведут переговоры о продаже своих пакетов для дистрибуции на 2009 год. Так, фильм «Рестлер» недавно перешел от компании CP Classic к кинопрокатному стартапу «Вольга».
Число участников рынка кинопроката в 2009 году сократится за счет укрупнения, но это не помешает появляться новым мелким игрокам, уверен Сэм Клебанов. «В кинопрокате станет меньше авантюрности. Побеждать будут те, у кого есть крупные хиты, но ниша артхауса при этом сохранится», -- считает он.