Российские мультипликаторы остановили производство. Они говорят, что отрасль не может работать без финансовой поддержки государства. Частные инвесторы, готовые вкладывать в производство анимационных фильмов, отказались сразу после начала кризиса.
Господдержка анимации прекратилась еще до начала финансового кризиса и совпала с административной реформой: в 2008 году функции финансирования кинопроектов были переданы Министерству культуры, говорят участники рынка мультипликационной продукции.
«Ситуация сейчас катастрофическая, -- заявляет генеральный продюсер студии «Мастер-фильм» Александр Герасимов. – 90%, а то и 95% анимации производилось при поддержке государства». По его словам, частные инвесторы, готовые вкладывать в производство анимационных фильмов, отказались сразу после начала кризиса.
«Еще до кризиса вдруг никакого финансирования не стало, -- подтверждает художественный директор студии «Пилот» Эдуард Назаров. В 2008 году студии удалось отснять 48 фильмов из заявленных 52. Производство 52 фильмов, запланированных на 2009 год, пока откладывается: оставшиеся в штате сотрудники занимаются рекламными роликами.
Художественный руководитель «Смешариков» Анатолий Прохоров рассказывает, что проекту в течение двух лет «удалось вырулить на поддержку собственного производства с помощью продажи побочных товаров: книг, игрушек, журналов». «Это нас поддерживает в производстве, но в связи с кризисом и этих денег становится меньше», -- сетует он.
Отсутствие государственной поддержки ставит под угрозу короткометражную анимацию. «Рынок не позволяет короткометражной анимации развиваться, -- предупреждает Анатолий Прохоров. – Государственных дотаций хватает, чтобы свести концы с концами».
Студии «Мастер-фильм» удалось найти финансирование для производства полнометражного мультфильма «День рождения Алисы» еще до кризиса. «Хотя у нас были инвестиционные деньги, там была и частичная поддержка государства – около трети общего бюджета. Мы вскочили в последний вагон этого поезда и смогли уже в кризис фильм доделать», -- говорит Александр Герасимов. Новых проектов студия начать не сможет «пока не найдется инвестор».
Мультипликаторы надеются, что отрасли поможет введение квот на показ российских мультфильмов в кинотеатрах и на телевидении. «Мы сейчас в совершенно неравных условиях с голливудской продукцией, они как каток, проезжающий по нашему полю, -- объясняет Александр Герасимов. – Сохранить свою анимацию и культуру мы можем, принимая жесткие меры».
Но Анатолий Прохоров предостерегает от введения квот: «Если они будут чрезмерными, то выяснится, что нам нечего показывать, потому что у нас всего сотни часов продукции – процент, если не меньше, от объема мировой анимационной продукции».