Самым кассовым фильмом 2008 года в российском прокате стал «Мадагаскар-2». Его прокатчик -- «Universal Pictures Россия» -- заработал за год больше $200 млн. На втором и третьем местах -- «Двадцатый Век Фокс СНГ» и лидер 2007 года Buena Vista Sony Pictures Releasing.
По данным сайта «Кинопоиск.ру», публикующего информацию о кассовых сборах в российском кинопрокате, самым доходным фильмом в 2008 году стал «Мадагаскар-2». За пять недель проката полнометражный анимационный фильм производства студии DreamWorks Animation в России и СНГ посмотрели 7,71 млн человек. Компания-дистрибьютор «Universal Pictures International Россия» объявила, что сборы фильма составили $40,4 млн.
Мультфильму не удалось побить рекорд «Иронии судьбы. Продолжение», собравшему более $50 млн в декабре 2007--январе 2008 года, хотя он отметился лучшим стартом в истории российского проката: за первый уикенд его посмотрели 2,98 млн зрителей. Это на 0,29 млн больше, чем у предыдущего рекордсмена -- «Самого лучшего фильма» производства ТНТ.
На втором месте по сборам в 2008 году -- фильм «Адмиралъ», снятый студией «Даго» по заказу «Первого канала». Он шел в прокате шесть недель и собрал около $32 млн. «Самый лучший фильм», несмотря на удачный старт, по итогам года занял только третье место.
«UPI Россия», кроме «Мадагаскара-2» выпустившая в прокат 20 фильмов, среди которых -- «Мумия: гробница императора драконов» (4-е место), «Особо опасен» (5-е место) и «Кунг-фу панда» (7-е место), стала лидером среди компаний-кинопрокатчиков по общим сборам. По данным компании, они превысили $200 млн. Доля «UPI Россия» в суммарном заработке прокатчиков составила 25,3% (14,71% и 3-е место в 2007 году), по подсчетам «Кинопоиска.ру».
Прокатчик «Адмирала» «Двадцатый Век Фокс СНГ» заработал около $151 млн (19,67% рынка). Лидер среди прокатчиков 2007 года Buena Vista Sony Pictures Releasing в этом году занял 15,19% рынка с результатом около $117 млн (14,9% и $83 млн в 2007 году).
Без учета последнего уикенда 2008 года общие сборы кинопроката в России и СНГ выросли на 36,58%: с $563,38 млн в прошлом году до $769,47 млн в нынешнем. Немного уменьшилась доля российских фильмов в этих доходах -- с 27% до 26%. Больше половины денег достались картинам, произведенным в США, -- 51,03% (45,09% в 2007 году).
Генеральный директор компании Movie Research Олег Иванов доволен темпами роста сборов, которые «говорят о том, что все больше людей открывают для себя кино». По его прогнозу, в 2009 году из-за финансового кризиса темпы роста доходов сократятся до 10--20%, а количество картин сократится на 25--30%.
«К сожалению, по инфраструктуре серьезных изменений пока нет, -- сетует он. -- Не появилось крупных производителей, не расширяется сеть кинотеатров».
Сами прокатчики считают 2008 год удачным, несмотря на кризис. Директор по связям с общественностью компании «Централ партнершип» Юлия Куликова довольна тем, как прошел год «и для рынка в целом, и для компании».
«Мы выпустили в прокат несколько качественных собственных картин и получили на дистрибуцию пакет фильмов компании Paramount -- таким образом, впервые американский мейджор, вместо того чтобы открывать свое представительство, предпочел работать с российской кинокомпанией», -- рассказывает Юлия Куликова.
«Рост сборов был прогнозируем, -- считает коммерческий директор Top Film Distribution Инна Слаповская. -- Количество кинотеатров и залов увеличивается, уровень обслуживания в них растет, в кино приходят новые технологии -- все это не могло не привести к притоку зрителей».Она сомневается, что темпы роста сохранятся в 2009 году: «По идее, рост должен был идти по нарастающей, но исходя из ситуации в стране в это верится слабо».
В «ЦПШ» считают важным создание Ассоциации кино- и телепродюсеров, объединившей компании, которые занимают около 80% рынка. «Сейчас перед всеми в киноиндустрии стоит задача снижения себестоимости и решения других проблем, наметившихся еще до кризиса и многократно им усиленных. Эти задачи будут решаться в том числе и в рамках этой ассоциации», -- говорит Юлия Куликова.