Продажа госпакета «Роснефти» не принесла в Россию иностранного капитала, поскольку вся поступившая в страну валюта тут же ушла обратно за рубеж. Это следует из данных ЦБ РФ по платежному балансу за четвертый квартал.
После объявления о приватизации чистый приток в Россию капитала из-за рубежа составил лишь $0,7 млрд, что в 15 раз меньше суммы, которую консорциум из швейцарского Glencore и катарского фонда QIA согласился заплатить за 19,5% акций крупнейшей нефтяной компании РФ (€10,5 млрд).
При этом по статье «прямые иностранные инвестиции», к которой и должны относиться вложения в «Роснефть», Центробанк зафиксировал рекордный за 10 лет приток – $15,2 млрд. Однако одновременно почти на ту же сумму – 15,3 млрд долларов – произошел отток в виде инвестиций российских компаний за рубежом, в том числе – на $11,7 млрд (€10,5 млрд) по статье «прочие активы».
Аналитики Сбербанк СIB полагают, что, возможно, «последствия состоявшейся в декабре приватизации были нивелированы одновременным приобретением «Роснефтью» иностранных активов»: так, в декабре «Роснефть» должна была заплатить $3,8 млрд долларов за НПЗ в Индии, еще $2 млрд – за долю в газовом месторождении в Египте, а еще $3,8 млрд долларов требовалось для погашения внешнего долга.
Впрочем, эксперты видят и другое объяснение: деньги на покупку «Роснефти» консорциуму выдал банк ВТБ, в качестве кредита они ушли из страны, из-за чего баланс инвестиций оказался нулевым.
При этом главный экономист ПФ «Капитал» Евгений Надоршин рассказал «Ведомостям», что в четвертом квартале активы банков за рубежом (к которым относятся в том числе кредиты иностранным компаниям) неожиданно увеличились, хотя до этого падали весь год.
По его мнению, это может означать, что в российские банки деньги за «Роснефть», скорее всего, вообще не приходили, а вот из России могли уйти за рубеж в качестве ссуды.