Гендиректор РФПИ Дмитриев считает, что доля китайских вложений в общем потоке иностранных инвестиций в Россию вскоре составит 20%.
Как стало известно в середине недели, совет директоров крупнейшего в России оператора торговли детскими товарами, компании Детский Мир, одобрил генеральное соглашение со Сбербанком о краткосрочном кредитовании. Судя по всему, источником финансирования этой сделки стал шестимиллиардный кредит в юанях, о котором Сбербанк договорился с Банком Развития Китая в рамках встречи президента России Владимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпина. В условиях экономических санкций ЕС и США выстраивание подобных деловых отношений с Китаем приобретает для российского бизнеса все большую значимость, и, стоит отметить, отдельные его представители претендуют на успехи в этом направлении. Обоснованы ли эти претензии?
В рамках минувшего визита главы КНР Си в Москву Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) под управлением Кирилла Дмитриева из 32 подписанных соглашений обеспечил четыре. Пожалуй, наибольшее внимание бизнес-сообщества привлекли договоренности Дмитриева с одним из ведущих государственных банков КНР, China Construction Bank. Как сообщили СМИ, стороны намерены вести совместную работу по привлечению долгового финансирования от китайских банков в кредитоспособные российские компании. Дмитриев объяснил, что большую часть ресурсов предоставят китайские кредиторы, а за счет РФПИ и Российско-китайского инвестиционного фонда будет фондироваться меньшая часть, которая в первую очередь принимает риски неплатежей. По словам Кирилла Дмитриева, в ближайшие три года благодаря совместной работе Российского фонда прямых инвестиций и китайских финансовых институтов в российский корпоративный сектор может быть привлечено до $20-25 млрд долгосрочных кредитов. Глава РФПИ подчеркнул при этом, что речь идет не о санкционных компаниях, а о «отраслевых лидерах и надежных заемщиков, испытывающих временные трудности с привлечением финансирования в западных странах».
Удивили также договоренности РФПИ с «дочкой» крупнейшего государственного инвестиционного банка Китая CITIC Group - CITIC Merchant. Вместе с ним, по словам Дмитриева, партнеры намерены совместными усилиями создать Российско-китайский инвестиционный банк, чья деятельность станет логичным продолжением совместных усилий РФПИ и CCB. Он будет дополнять Российско-китайский инвестиционный фонд и поэтому справедливо задать вопрос, не будут ли структуры дублировать друг друга. Правда, в отличие от РКИФа создаваемый инвестбанк не будет инвестировать собственные средства. По крайней мере, на первом этапе. Его задачей, объясняет Дмитриев, станет оказание консалтинговых услуг для вывода отечественных компаний на фондовые площадки КНР. При том большом спросе на китайское финансирование, о котором так часто сегодня говорит и российский бизнес, и государство, идея кажется актуальной, хотя пока не до конца понятна структура инвестбанка и кто станет им руководить.
Однако и на этом планы по поддержке российского бизнеса через сотрудничество РФПИ и китайских партнеров не заканчиваются. При поддержке Российско-китайского инвестиционного фонда крупнейшая лизинговая компания КНР New Century International Leasing, а также власти промышленной провинции Шэньси готовятся к запуску лизинговой платформы, через которую в Китай и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона в ближайшие три года может быть поставлено до 100 самолетов Сухой Суперджет 100. Под руководством Объединенной авиастроительной корпорации стороны намерены построить в КНР инфраструктуру для постпродажного обслуживания самолетов и подготовки пилотов.
Наконец, еще одно соглашение РФПИ заключил с «северной житницей» Китая – провинцией Хэйлунцзян, по созданию аграрного фонда на $2 млрд. Провинция считается крупнейшим производителем риса в Китае, а власти провинции уже имеют немалый опыт по управлению сельскохозяйственными проектами. Согласно заявлению РФПИ и Дмитриева, фонд будет фокусироваться на сельскохозяйственных проектах как в России, так и в Китае. Эксперты могут задаться очевидным вопросом о соотношении этих инвестиций и насколько будет выгодно России такое сотрудничество, но устанавливаемый прямой обменный курс между рублем и юанем в этой зоне, а также льготный период политики в отношении высокотехнологичных сельхоз проектов, кажется, снимает возможные вопросы.
Дмитриев утверждает, впрочем, что останавливаться на достигнутом РФПИ не планирует и в ближайшие годы фонд «существенно усилит» взаимодействие с китайскими партнерами, которые вскоре могут стать крупнейшим источником прямых иностранных инвестиций в Россию. «Мы надеемся, что китайские инвестиции выйдут на 20% в ближайшее время и будут продолжать расти, безусловно, в краткосрочной и среднесрочной перспективе китайские инвестиции могут дорасти до 35-40%», - приводят слова Дмитриева информагентства. Дополнительным административным ресурсом для такого стремительного роста обещает стать деятельность Межправительственной российско-китайской комиссии по инвестиционному сотрудничеству под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова и вице-премьера госсовета КНР Чжана Гаоли. Встречи деловой части комиссии помогает организовывать все тот же РФПИ. В конце марта он собрал в Китае 150 представителей от 63 российских и китайских компаний, а также высокопоставленных чиновников двух стран. В результате, стороны обсуждают инвестпроекты на $100 млрд, что эквивалентно товарообороту России и ее крупнейшего торгового партнера, КНР, в 2014 году.
Стоит отметить, что переориентация российского бизнеса на Восток не ограничивается сотрудничеством исключительно с Китаем. Недавний тому пример - сделка РФПИ по приобретению контрольного пакета акций Международного аэропорта Владивостока совместно с «Базовым Элементом» Олега Дерипаски и сингапурской компанией Changi International, которая управляет одной из самых загруженных воздушных гаваней мира – одноименным аэропортом Сингапура. Последний, кстати, третий год подряд был признан лучшим в мире по качеству обслуживания пассажиров согласно исследованию Skytrax. Как говорил глава РФПИ Кирилл Дмитриев, участники консорциума намерены добиться «впечатляющих результатов по управлению аэропортом, обеспечив высокоэффективный и высокотехнологичный менеджмент, безопасность, комфорт для пассажиров и качество обслуживания воздушных судов в соответствии с лучшими мировыми стандартами».
Как отмечают эксперты, несмотря на неблагоприятную политическую обстановку и вопреки воинствующей риторике многих западных политиков инвесторы из ЕС и США до сих пор заинтересованы в инвестициях в Россию и даже видят здесь новые привлекательные возможности, связанные с динамикой курса рубля и текущей оценкой местных активов. Так, выступив якорным инвестором при вторичном размещении акций одной из крупнейших розничных сетей РФ, Ленты, РФПИ привлек к нему и западные фонды. Может быть, не так уж беспочвенны надежды, что в ближайшее время таких примеров станет больше, и активизация России на Востоке будет происходить по принципу «не вместо, а вместе».