В Совете Федерации подготовлен пакет поправок в Налоговый кодекс, относящий многие способы налоговой оптимизации к злоупотреблениям. Документ, прошедший согласование в Федеральной налоговой службе (ФНС) и теперь рассматриваемый другими ведомствами, предусматривает и увеличение срока давности по налоговым преступлениям.
Как передают «Ведомости», в числе потенциальных злоупотреблений в проекте называются занижение налоговой базы путем применения льгот, вычетов, пониженных ставок, создания условий для использования спецрежима, другие «действия (бездействие), направленные на уклонение от уплаты налогов». Если сделки и операции совершаются лишь для вида или прикрывают другие, то налоговых преференций быть не должно, говорится в проекте.
В настоящее время ФНС применяет признаки необоснованной налоговой выгоды, сформулированные пленумом и президиумом Высшего арбитражного суда. Однако для успешной борьбы с фирмами-однодневками, а также в свете неясной перспективы принципа прецедентности в арбитраже после объединения судов эти признаки и предлагается закрепить в Налоговом кодексе. За то, что налоговые злоупотребления должны быть прописаны в законе, выступают и в Следственном комитете России. Кроме того, там настаивают на необходимости поправок в Уголовный кодекс.
Согласно подготовленному проекту изменений в Налоговом кодексе при подозрениях в злоупотреблениях срок давности и глубина налоговой проверки по проекту могут вырасти с трех до 10 лет. В настоящее время теоретически срок давности по тяжким налоговым преступлениям уже составляет 10 лет, но фактически ограничен трехлетней глубиной налоговых проверок.
Кроме того, законопроект обязывает проявлять «должную осмотрительность» при выборе контрагентов. Если однодневка не заплатит НДС или налог на прибыль, ее партнер может лишиться права уменьшить свои налоги, если он не проверил контрагента, следует из проекта. Оценивать репутацию контрагента и использовать базы данных ФНС – это уже норма в деловом обороте и если компания этого не делает, то ее действия можно рассматривать как «косвенный умысел», предупреждает ФНС в пояснительной записке. Инструменты уже сформулированы в судебной практике, говорит чиновник.