Накануне назначенного на 30 января обсуждения правительством бюджетной стратегии Минэкономразвития подготовило письмо с замечаниями к этому документу.
Стратегия была подготовлена Минфином и передана в правительство еще в августе прошлого года. Базовый сценарий предусматривает сохранение дефицитного бюджета вплоть до 2030 года. Исходя из этого в стратегию заложена экономия практически по всем расходам, кроме оборонки, недофинансирование которой в ближайшие годы планируется компенсировать кредитованием.
Как сообщает газета «Коммерсантъ», в письме за подписью заместителя Минэкономразвития Андрея Клепача указано, что дефицитный период завершится, вероятно, уже к 2020 году, поэтому сокращение расходов с 2017 года – принципиально неверный шаг. В качестве альтернативы МЭР предлагает изменить бюджетное правило путем увеличения максимально возможного объема дефицита – вместо 1 % ВВП довести дефицит до 1,75 % ВВП. Как следствие, не придется сокращать дополнительные расходы ведомств, заявленные ими. Практику установления потолков по госпрограммам Андрей Клепач называет дискуссионным положением.
В частности, в письме Минэкономразвития указывается на отсутствие в перечне допрасходов ФЦП «Юг России» (до 2020 года) и «Развитие инфраструктуры Соловецкого архипелага» (до 2019 года). Также Клепач выступает против замены части бюджетного финансирования внебюджетным для строительства «головного универсального атомного ледокола», тем более что Росатом не смог привлечь кредиты от потенциальных потребителей услуг этого проекта. В тексте письма указано и на недостаточность бюджетных средств на строительство комбинатов Росрезерва на Сахалине и Камчатке, а также элеваторов и мельниц той же организации.
Кроме того, Клепач указывает, что стратегия не может быть утверждена до вступления в силу закона «О государственном стратегическом планировании», который прошел только первое чтение в Госдуме.
Как отмечает издание, по двум пунктам позиции Минфина и МЭР близки. Во-первых, в письме правительство предостерегается от масштабного инвестирования средств ФНБ. Во-вторых, пишет Клепач, перенос части расходов по программе госвооружений после 2016 года и компенсация их в 2017 году приведут к всплеску оборонных расходов на оборону и поставят под угрозу реализацию «гражданской» части «майских указов» Владимира Путина.