Налог на роскошь, предложенный премьером и кандидатом в президенты Владимиром Путиным, вызвал дискуссии по всей стране, широко освещаемые СМИ.
«Любой налог – непопулярная мера. Однако премьер-министр и кандидат в президенты выступил с предложением ввести так называемый налог на роскошь. Тема, очевидно, весьма неоднозначная», -- пишет газета «Московский комсомолец» в своей статье «Популярный налог».
Газета приводит слова Владимира Путина на XIX съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) о том, что данный налог имеет не столько фискальную цель, сколько служит своего рода общественно признанной платой за отказ от инвестиций в развитие в пользу сверхпотребления и тщеславия.
Как отмечается в статье, предложение премьера и кандидата в президенты выработать критерии формирования налогопроекта в открытом диалоге с обществом, с предпринимателями, «в том числе с использованием современных механизмов общественных коммуникаций и тестирования государственных решений», было подхвачено РСПП – по стране организуются дискуссии, где инициатива премьера широко обсуждается.
По инициативе Российского союза промышленников и предпринимателей в регионах проходят «круглые столы», эксперты и представители широкой общественности высказывают свои мнения и предложения, пишет газета «Аргументы и факты» в статье «Богатые тоже платят».
Первые дискуссии уже состоялись в Костроме, Воронеже и Казани. Оказалось, что представление о роскоши у всех участников разное, а без точного понимания термина сложно выработать правильную форму налога. Даже если роскошь — это сверхпотребление либо сверхэксплуатация, возникает вопрос: что считать чрезмерным? В каждом регионе страны могут быть свои критерии. Поэтому и налог, посчитали эксперты, разумно сделать не единым федеральным, а с местными поправками, говорится в статье.
Например, при обсуждении налога на роскошь в Торгово-промышленной палате Татарстана, наиболее острые дискуссии развернулись вокруг налога на автомобили, отмечает «Московский комсомолец». «Предлагалось, что планкой будут дорогие авто ценой от 2-2,5 миллионов рублей. Мы обсуждали это с коллегами. Кто-то предложил взять за нижнюю планку 3 миллиона. Но тут же возник вопрос: а как быть с внедорожниками? Хороший внедорожник столько и стоит. Ведь в некоторых регионах – это просто способ передвижения. Например, в Томске, Омске. Да, в Москве – это, пожалуй, скорее способ выделиться. Но, там, где нет нормальных дорог, проехать можно лишь на внедорожнике», -- цитирует газета директора Института проблем глобализации Михаила Делягина.
Минэкономразвития планирует облагать налогом на роскошь, в случае его ввода, только дорогие автомобили с большим объемом двигателя и недвижимость, отмечает «Московский комсомолец». Однако, шкала налога пока не предложена. В 2010 году в Госдуму уже вносился подобный законопроект, напоминает газета. Налог планировалось сделать ежегодным, дифференцированным и облагать им не только физические, но и юридические лица. За недвижимость стоимостью от 15 млн рублей и автомобиль стоимостью от 2 млн рублей предлагалось платить 1% в год, недвижимость стоимостью от 30 до 50 млн рублей и автомобили от 20 до 50 млн рублей - 3%, недвижимость и автомобили стоимостью выше 50 млн - 5%. Ставка на драгметаллы и живопись - 1% при стоимости имущества от 300 тыс. до 3 млн рублей, 3% - от 3 до 50 млн и 5% - для ценностей дороже 50 млн рублей.
Сейчас налог на сверхбогатство существует во многих странах мира — США, Франции, Великобритании, Хорватии, Италии, однако его критерии и методы взимания везде разные, отмечают «Аргументы и факты». Так, во Франции, если ваше состояние превышает 1,3 млн евро, придётся заплатить государству налог на всё имущество, включая банковские счета и ценные бумаги. Ставка налога варьируется в пределах 0,55-1,8%. В Испании, где плату за чрезмерное богатство вернули в прошлом году, чтобы помочь стране справиться с долговым кризисом, налогом по ставке от 0,2 до 2,5% облагаются состояния свыше свыше 700 тыс. евро.
Часто плата за роскошь взимается не с доходов, а в виде акцизов либо налогов с продаж товаров класса люкс — автомобилей, яхт, самолётов. В Китае, например, налог на потребление берётся и с косметики, а в Норвегии — с шоколада (такой закон действует с начала XX века). Во многих странах существует прогрессивная шкала налогообложения — чем выше доходы, тем больший процент платишь. Ставки доходят до 55%.
В России в ходе первых же дискуссий выяснилось, что большую проблему вызывает сам список предметов налогообложения, отмечает «Московский комсомолец». Например, яхту и самолет можно перерегистрировать за рубежом. Недвижимость может оказаться опустевшим «семейным гнездом» на Тверской, в которой доживает век бедная пенсионерка. Картину или антиквариат можно спрятать от глаз налоговых инспекторов.
С другой стороны, те же предметы искусства могут быть инвестицией – и если на дивиденды от акций начисляется пониженный налог в 9%, то почему для инвестиций иного рода нужно вводить повышенный налог? А справедливо ли облагать налогом на роскошь и картины, спрятанные в особняке, и выставляемые для широкой публики?
Поднимались в дискуссиях и такие проблемы, как сохранение стимулов к потребительской активности, которая в современных условиях становится основным фактором экономического роста, и учета региональных особенностей. «Налог вводится не в фискальных целях, не для пополнения федерального бюджета. Об этом и Владимир Путин говорил. Он призван изменить мотивацию богатых людей. Надо, чтобы человеку, который заработал себе миллион долларов, было выгодно открыть новый завод и платить за него налоги, чем купить за тот же миллион себе швейцарские часики и платить налог за них», -- цитирует газета Михаила Делягина.
«Новый закон имеет смысл лишь в том случае, если налоговые отчисления полностью или хотя бы частично будут идти на местные нужды», -- приводят «Аргументы и факты» мнение академического директора Центра социологического и политологического образования РАН Александра Согомонова. Тогда региональные власти могут при необходимости его вводить или временно убирать, когда определённая задача будет решена.