Белорусский президент Александр Лукашенко признал девальвацию национальной валюты. Он выразил уверенность, что Минск сможет справиться со второй волной кризиса.
«Может, с эмиссией переборщили, но все-таки главное - скачок цен на энергоресурсы, - цитирует «Интерфакс» Лукашенко. - Тот курс, который установится, таким и будет. Вчера где-то определили его на уровне 5 тысяч (белорусских рублей) за доллар, пускай произошла девальвация. Ничего. Главное, этим распорядиться как надо».
Президент назвал девальвацию второй волной кризиса, которая накрыла Белоруссию. Причина произошедшего, по мнению Лукашенко, - рост цен на энергоносители. Об этом он заявил в Астане в Евразийском национальном университете имени Льва Гумилева.
«Да, сегодня мы больше экспортируем, но валюты пока не хватает, - рассказал президент. - Выкрутимся. Тем более, что цена на нефть пошла вниз».
Прозвучавшее ранее заявление о намерении Белоруссии начать массовую приватизацию Лукашенко назвал необоснованным. Белорусский лидер подчеркнул, что приватизация не должна носить «обвального характера».
«Мы не против частной собственности. Но мы за частную собственность, которую человек создает сам», - подчеркнул Лукашенко. Частную же собственность, основанную на приватизации за бесценок, власти страны не приемлют.
Девальвация белорусского рубля
Накануне стало известно, что национальный банк Белоруссии девальвировал национальную валюту более чем на 50% – до 4930 рублей за доллар. Доллар США будет стоить 4930 белорусских рублей, евро – 6914,82, российский рубль – 173,95 белорусского рубля. До этого доллар стоил 3155 белорусских рублей, евро – 4516,38, российский рубль – 113,02.
В марте в Белоруссии возник дефицит иностранной валюты, он сопровождался ажиотажным спросом на нее из-за опасений девальвации белорусского рубля. В мае в республике сложилось четыре обменных курса национальной валюты. Нацбанк установил свой курс белорусского рубля по отношению к доллару, белорусские банки выставили курс рубля к доллару почти на 50% выше – в районе 4500, на «черном» валютном рынке за доллар давали более 6000 белорусских рублей, на межбанковском рынке стоимость доллара доходила до 8000 рублей.
Надежды Лукашенко на Таможенный союз
Белорусский лидер выразил надежду, что при формировании Единого экономического пространства удастся решить ряд спорных моментов в работе Таможенного союза, в том числе и тех, которые касаются равного доступа к трубопроводам и равных тарифов на прокачку энергоресурсов.
«Россия установила квоту на прокачку нефти из Казахстана в объеме 2-3 млн т, а мы могли бы перерабатывать 22 млн т. Мы хотим, чтобы Россия с Казахстаном конкурировали, и кто лучшие предложит условия, с тем и будем сотрудничать», - рассказал Лукашенко. Он добавил, что Минск согласен на приватизацию своих нефтеперерабатывающих и нефтехимических комплексов.
«Но здесь пересекаются интересы нашего большого соседа, и поэтому мы решили отрегулировать эти вопросы в рамках ЕЭП. И мы надеемся, что эти вопросы будут решены», - подчеркнул белорусский президент.
Освобождение оппозиции
Ранее помощник российского президента Аркадий Дворкович заявил, что финансовая ситуация в Белоруссии была дестабилизирована из-за результатов выборов. «Выборы в Белоруссии привели к принятию ряда решений, которые дестабилизировали в том числе и финансовую ситуацию», – сказал Дворкович.
В свою очередь, Лукашенко заявил, что не исключена возможность освобождения организаторов массовых беспорядков, произошедших в Минске 19 декабря 2010 года.
«Зачинщиков призвали к ответу по закону. До сих пор кричат: «политзаключенные, освободите». Хотя, вроде бы, уже всех освободили, кроме двоих, которые в авангарде шли. Освободим и тех, наверное. Нечего государственные деньги транжирить в тюрьме, проедать хлеб», - заявил белорусский президент.
При этом Лукашенко предложил Западу приступить к выстраиванию конструктивного взаимодействия с Минском.
«Нас не нужно кроить по чужим лекалам. Европейцы и американцы должны найти в себе силы отказаться от ложных стереотипов и устаревших подходов, - подчеркнул белорусский лидер. - Давно пора приступить к выстраиванию конструктивного взаимодействия в интересах наших народов. Мы со своей стороны к этому готовы».
Диалогу Белоруссии с Западом, по мнению Лукашенко, препятствуют сами же западные партнеры, «вставляющие палки в колеса и выдвигающие политические условия». Упреки же в отсутствии демократических преобразований в стране Лукашенко считает несправедливыми.