Для благополучия мировой экономики необходим гибкий курс юаня. Стремительное укрепление китайской валюты приведет к росту цен и снижению спроса на китайские товары. Это вызовет неустойчивость на мировых рынках.
Руководители стран большой двадцатки заинтересованы в гибкости китайской валютной политики, говорит Майкл Вулфолк, старший валютный аналитик Bank of New York Mellon. Гибкость курса юаня поможет избежать негативных последствий для мировой экономики, неизбежных при чрезмерном укреплении или ослаблении юаня.
В течение нескольких лет финансовые власти США оказывают давление на Китай, чтобы заставить страну ревальвировать (повысить курс) юань – на уровне заявлений официальных лиц, или законопроектов. Одним из последних стал закон, опираясь на который, американские компании могут требовать введения пошлин на китайские товары. Это должно защитить американских производителей от китайских, у которых, по мнению американцев, искусственное преимущество – китайские товары дешевле за счет недооцененного юаня.
Слабая валюта означает, что самый легкий путь развития экономики предполагает наращивание объема экспорта. Эта схема может стать основой для валютных войн, когда изменение курса национальной валюты происходит в интересах властей страны или их союзников. «Это серьезная проблема, которая связана с дезинформацией о валютных курсах и махинациями, подрывающими здоровый экспорт и конкурентоспособность стран», -- говорит Майкл Вулфолк.
Укрепление китайской валюты будет повышать цены на китайские товары на американском и европейском рынках, что приведет к снижению спроса и может стать причиной неустойчивости на мировом рынке.
По словам Майкла Вулфока, укрепление китайской валюты предпочтительнее – это в интересах международного сообщества, включая Россию. «Это поможет решить проблемы дисбаланса мировой торговли, существующие сейчас», -- говорит экономист.
Рубль отстает
Рынки развивающихся стран, зарабатывающие на экспорте сырьевых товаров, в 2011 году останутся под давлением слабого доллара и сильной национальной валюты. «Мы видим, что экономика России становится сильнее. Продолжается рост инвестиций в страну. Остается проблема инфляции, но в этом году в России немного сместятся акценты – негативное воздействие инфляции будет компенсировано стабильным, возможно более сильным курсом рубля», -- отмечает Майкл Вулфолк.
По его словам, гибкость российской валютной политики увеличивается. Позиция властей и финансовых институтов свидетельствует о том, что страна стремится иметь гибкий валютный курс и использовать это на рынке. «Рубль может оказаться в выгодном положении из-за роста цен на сырьевые товары и начнет выздоравливать после негативного воздействия сильной жары летом 2010 года», -- надеется экономист.
Достижение полной конвертируемости рубля остается долгосрочной перспективой. «Появление свободного обмена валюты проблематично для многих стран, даже для развитых рынков. Так было с японской йеной, она не была полностью конвертируемой до 1980-х годов», -- рассказал Майкл Вулфолк.
«Со временем Россия будет двигаться по направлению к полностью конвертируемой национальной валюте. Но это случится не в 2011 году, это будет отражением основных показателей финансового рынка в ближайшие годы», -- предупреждает он.