Сбербанк не будет самостоятельно заниматься проблемными кредитами. Работу с просрочкой он передает коллекторам по агентсткой схеме -- долги останутся в собственности Сбербанка.
Сбербанк передаст проблемных заемщиков коллекторам. Об этом газете «Коммерсантъ» рассказали участники рынка коллекторских услуг. Директор департамента рисков Сбербанка Вадим Кулик сообщил, что банк разработал и утвердил регламент по взаимодействию с коллекторскими агентствами для территориальных банков: «Это дает им возможность аккредитовать несколько коллекторских агентств и передавать им в работу долги, соответствующие определенным критериям. Речь идет о ссудах с просрочкой от 180 или 365 дней, в зависимости от вида кредита».
Региональные отделения смогут привлекать к работе коллекторов по агентской схеме: продажа портфелей просроченных кредитов коллекторам не предусмотрена. Регламент устанавливает требования не только к ссудам, которые могут быть переданы в работу коллекторам, но и к самим агентствам. Так, тербанки смогут работать не только с федеральными игроками, но и с региональными коллекторами.
До сих пор Сбербанк не взаимодействовал с коллекторами, предпочитая работать с проблемными долгами самостоятельно. В ходе соответствующего пилотного проекта, который проводился в двух регионах, были сформулированы требования и разработан регламент. «Несмотря на то что у нас низкий показатель просрочки по кредитам физлицам (3,6% против 7,5% по системе в целом), мы понимаем, что часть заемщиков, получивших кредиты до кризиса и столкнувшихся со сложностями, не смогут восстановить их нормальное обслуживание, поэтому мы хотим дать тербанкам дополнительный инструмент в работе с проблемными кредитами», -- пояснил Вадим Кулик.
Согласно данным международной отчетности Сбербанка за первое полугодие, доля кредитов с просрочкой более 180 дней сократилась с 4,7% до 4,5%, составив 26,5 млрд руб. «Учитывая, что коллекторам передаются «старые» кредиты, а их объем не растет, не думаю, что решение Сбербанка связано с ухудшением качества портфеля", -- говорит аналитик ИФК «Метрополь» Марк Рубинштейн. Скорее всего, Сбербанк хочет оценить работу собственных служб по взысканию задолженности и разгрузить сотрудников, полагает гендиректор ЦЭА "Интерфакс" Михаил Матовников. «В ходе кризиса репутация крупнейшего госбанка и возложенная на него социальная ответственность не позволяли Сбербанку последовать примеру большинства коммерческих игроков и привлечь для работы с проблемными кредитами коллекторов, -- указывает Марк Рубинштейн. -- Такие действия могли вызвать негативную реакцию и навредить имиджу Сбербанка».