Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

06:29
Москва
27 ноября ‘24, Среда

Банкиры как дети

Опубликовано
Текст:

Банки планируют создать институт финансового омбудсмена. Сейчас в России работают только омбудсмены по правам человека и защите прав детей.

Ассоциация региональных банков предлагает решать проблемы с заемщиками в досудебном порядке с помощью банковских омбудсменов. В тезисах доклада, который будет представлен на собрании ассоциации 21 апреля, говорится, что институт банковского омбудсмена станет способом разрешения конфликтов между банками и клиентами, альтернативным суду. «На первом переходном этапе основной акцент предлагается сделать на формировании технологии работы, создании основных элементов бюро омбудсмена, логистике, процедурах и порядке обработки обращений граждан – потребителей банковских услуг и разрешения споров», -- написано в тексте доклада.

В России омбудсмен называется уполномоченным при президенте. Должность омбудсмена по правам человека с 2004 года занимает Владимир Лукин. В сентябре 2009 года появился омбудсмен по правам ребенка. Сейчас эту должность занимает адвокат Павел Астахов.

В качестве примера банкиры описали модель, действующую в Германии. Омбудсмен Союза частных банков – нейтральная сторона в отношениях банка с клиентами. В обязанности омбудсмена входит урегулирование споров, разрешение которых в суде будет слишком длительным и затратным процессом. На такие должности берут бывших судей и высокопоставленных сотрудников министерств, которые могут гарантировать независимость делопроизводства. К омбудсмену обращаются через Центр обработки жалоб клиентов, действующий на основе союза. Банки обязаны обращаться к омбудсмену всегда, когда цена спора не превышает 500 евро. Клиенты банков, считающие себя пострадавшими от действия банка, и чей спор решает омбудсмен, не платят за его услуги.

Институт омбудсменов возник в Швеции. Омбудсмены уполномочены конституцией или специальным законом контролировать работу правительственных учреждений. В некоторых странах может быть несколько омбудсменов, контролирующих разные сферы. Омбудсмены не отменяют решения, принятые государственными ведомствами, но могут давать рекомендации по их работе.

В ассоциации считают, что введение должности банковского омбудсмена разгрузит судебную систему. Сейчас мировые судьи рассматривают около 180 дел в месяц. Перегруженность приводит к затягиванию сроков рассмотрения дел и снижению качества судебных решений.

В Ассоциации российских банков считают, что финансовые омбудсмены нужны – будет «комфортнее» разбираться в спорах с клиентами. По словам главы ассоциации Гарегина Тосуняна, содержать омбудсмена недорого. «Расходы окупятся, если банк подпишет типовой договор о том, что обязан прислушиваться к рекомендациям. Это повышает надежность банка в глазах клиента», -- уверен он.

Банкиры платить за работу омбудсменов не хотят. «Это бессмысленно. Исполнение договоренностей между банком и клиентом или есть, или нет. Если их нет, это особое правовое поле, где уже существует инфраструктура – суды», -- говорит акционер Дигбанка Константин Цехмистренко.

Совладелец банка «Софрино» Дмитрий Малышев не хочет, чтобы в его делах с клиентом появилась третья сторона. «Есть понятие банковской тайны. Все проблемы, возникающие в отношениях с клиентом, можно урегулировать в досудебном порядке, если мы этого не можем, значит, дело идет в суд», -- настаивает он.

Реклама