Китай может ревальвировать юань в обмен на невмешательство Вашингтона в отношения Пекина с Тибетом и Тайванем. По мнению чиновника китайского ЦБ, проблему обменного курса можно легко решить, если США будут уважать целостность Китая.
Китай может пойти на укрепление курса юаня к доллару США, если Вашингтон будет уважать «важнейшие интересы» страны. Такое заявление сделал член комиссии по монетарной политике Центробанка Китая Ли Даокуй газете Financial Times.
Вчера стало известно, что президент Китая Ху Цзиньтао прибудет на ядерный саммит в Вашингтоне, назначенный на 12-13 апреля. Аналитики восприняли это сообщение как знак потепления отношений между Китаем и США, которые в последнее время несколько ухудшились из-за заигрываний Белого дома с внутрикитайской оппозицией (встреча Барака Обамы с далай-ламой, поставка комплексов ПВО Тайваню), а также недовольства США существующим обменным курсом юаня.
Сейчас американское казначейство готовит доклад, в котором, как предполагается, Китай будет назван «валютным манипулятором». Доклад будет опубликован 15 апреля, однако в последнее время появились слухи, что администрация Обамы может отменить публикацию, дабы не обострять отношений с Китаем, поскольку позиция Поднебесной может стать решающей в вопросе о дополнительных санкциях в отношении Ирана, которые, судя по всему, будут обсуждаться на ядерном саммите. Китай является последней страной--членом СБ ООН, которая ни разу не заявила о необходимости санкций.
Даокуй подчеркнул, что в американо-китайских отношениях центральным для Пекина является вопрос о Тибете и Тайване. Китай настаивает, что эти территории принадлежат ему, и ни в какой форме не потерпит вмешательства США в свою внутреннюю политику. Однако во всех остальных спорных вопросах, в том числе вопросе ревальвации юаня, Китай готов к компромиссу.
«До тех пор, пока это (невмешательство во внутренние дела КНР) соблюдается, все остальные проблемы легко разрешимы, и мы найдем ключ к решению проблемы обменных курсов», -- считает китайский чиновник.
Борьба за дорогой юань
Производство товаров для экспорта в США занимает значительную часть китайской экономики. В 2008 году во время кризиса доллар серьезно снизился относительно других валют, а спрос на китайские товары в США сократился, поэтому юань должен был теоретически укрепиться относительно доллара. Однако укрепление юаня нанесло бы удар по китайским бизнесу и инвестициям, привело бы к сокращению экспорта. Поэтому китайские власти искусственно занижали свою национальную валюту с помощью валютных интервенций, называя такую политику антикризисной.
США выступают против валютных интервенций китайских властей, направленных на то, чтобы юань оставался слабым. С учетом огромной китайско-американской торговли слабый юань означает приток на американский рынок дешевых китайских товаров, что, во-первых, ухудшает положение американских производителей, а во-вторых, обуславливает отрицательное для США сальдо товарооборота. Вырученные за счет экспорта деньги правительство Китая помещает в американские казначейские обязательства (Treasures), из-за чего является крупнейшим держателем американского долга. Фактически при желании китайские власти могут обанкротить американскую экономику.
В последнее время в США все чаще звучат призывы ввести законодательные ограничения на китайский экспорт, например поднять таможенные пошлины. Администрация Обамы отчасти пошла на этот шаг, увеличив пошлины на ввоз автомобильных шин китайского производства, а затем также на некоторые стальные полуфабрикаты. Это решение вызвало бурю критики со стороны КНР, которая обвинила США в протекционизме. В декабре Обама посетил Китай, однако ему не удалось договориться об ослаблении юаня.