Замглавы китайского ЦБ заявила, что политизация вопроса о курсе юаня со стороны Белого дома ни к чему хорошему не приведет. Но терпение администрации Обамы подходит к концу, и, видимо, следует ожидать новых карательных мер по отношению к китайской продукции на рынке США.
Вашингтону не следует политизировать вопрос об укреплении юаня, заявила заместитель управляющего Центробанком Китая Су Нин. Ее попросили прокомментировать прозвучавшие накануне заявления президента США Барака Обамы, который жестко раскритиковал политику Пекина по сдерживанию укрепления юаня.
Су Нин вновь повторила, что, по мнению китайских властей, укрепление юаня само по себе не приведет к сокращению отрицательного сальдо США в торговле с Китаем, передает Reuters. В Белом доме считают иначе.
Предполагается, что в полугодовом отчете американского казначейства, который должен быть обнародован 15 апреля, Китай будет назван валютным манипулятором. Власти США давно критикуют Пекин за то, что тот держит юань на искусственно низком уровне.
Производство товаров для экспорта в США занимает значительную часть китайской экономики. В 2008 году во время кризиса доллар серьезно снизился относительно других валют, а спрос на китайские товары в США сократился, поэтому юань должен был теоретически укрепиться относительно доллара. Однако укрепление юаня нанесло бы удар по китайским бизнесу и инвестициям, привело бы к сокращению экспорта. Поэтому китайские власти искусственно занижали свою национальную валюту с помощью валютных интервенций, называя такую политику антикризисной.
США выступают против валютных интервенций китайских властей, направленных на то, чтобы юань оставался слабым. С учетом огромной китайско-американской торговли слабый юань означает приток на американский рынок дешевых китайских товаров, что, во-первых, ухудшает положение американских производителей, а во-вторых, обуславливает отрицательное для США сальдо товарооборота. Вырученные за счет экспорта деньги правительство Китая помещает в американские казначейские обязательства (Treasures), из-за чего является крупнейшим держателем американского внутреннего долга. Фактически при желании китайские власти могут обанкротить американскую экономику.
В последнее время в США все чаще звучат призывы ввести законодательные ограничения на китайский экспорт, например поднять таможенные пошлины. Администрация Обамы отчасти пошла на этот шаг, увеличив пошлины на ввоз автомобильных шин китайского производства, а затем также на некоторые стальные полуфабрикаты. Это решение вызвало бурю критики со стороны КНР, которая обвинила США в протекционизме. В декабре Обама посетил Китай, однако ему не удалось договориться об ослаблении юаня.
Ранее министр финансов России Алексей Кудрин заявлял, что юань сможет в ближайшее десятилетие стать резервной валютой, если китайские власти разрешат его свободную конвертацию. «Недавно в своей статье я сказал, что примерно через десять лет, скорее всего, не раньше, если Китай поставит перед собой цель конвертировать юань -- а сегодня юань неконвертируемая валюта, не обращается на мировых рынках, нет свободного обмена, как у нас в России с рублем, -- то, конечно, лет через десять юань станет заметной, весомой резервной валютой мира в силу масштаба торговли, которую осуществляет Китай с другим миром», -- объяснил министр.