Российские машины не приспособлены к эффективной утилизации, и в стране нет специализированных заводов по переработке автохлама. Эффект от программы утилизации автомобилей под вопросом, скептичны экономисты Центра развития.
С 8 марта текущего года в России начнется реализация полугодовой экспериментальной программы по утилизации старых автомобилей. Каждый автомобиль возрастом более 10 лет можно будет сдать государству за 50 тысяч рублей, но заплатить 3 тысячи рублей за утилизацию. Бонус за автомобиль будет выплачиваться не наличными деньгами, а ваучером, который можно использовать для льготной покупки нового автомобиля определенной марки. На настоящий момент перечень состоит из 66 моделей автомобилей 12 российских автопроизводителей, среди которых «АвтоВАЗ», ГАЗ, «Соллерс», «Ижавто» и модели почти всех иностранных концернов, выпускающих свои машины на территории России.
Глава Минпромторга Виктор Христенко уверен, что программа позволит провести утилизацию 200 тысяч автомобилей. Но аналитик инвесткомпании «Брокеркредитсервис» Севастьян Козицын смотрит на перспективы программы скептичнее. Он ожидает утилизации лишь 100 тысяч автомобилей. Масштаб программы соответствует размерам российской экономики, но для потребителя она может оказаться не такой выгодной, говорится в бюллетене «Новый курс», подготовленном Центром развития.
Специалисты центра подсчитали, что хотя в абсолютном выражении финансирование российской программы ($0,4 млрд) сильно уступает финансированию аналогичных программ в США ($2,9 млрд) и Германии ($7,1 млрд), но сравнимо с финансированием программ во Франции ($0,3 млрд) и Великобритании ($0,5 млрд). Размер бонуса на одну машину в абсолютных числах в России ($1,7 тыс.) меньше, чем в Германии ($3,6 тыс.), США ($3,5 тыс.) и Великобритании ($3,3 тыс.), но больше, чем во Франции ($1,4 тыс.).
По отношению стоимости программы утилизации к ВВП 2009 года Россия (0,03% ВВП) уступает Германии (0,21% ВВП), но опережает США (0,02%), Великобританию (0,02%) и Францию (0,01%).
А по отношению бонуса за каждую машину к средней месячной зарплате Россия (261,1%) намного впереди других стран: Германии (59%), США (77%), Великобритании (74%) и Франции (29%).
По мнению ведущего специалиста отдела аналитических исследований Института комплексных стратегических исследований Дмитрия Плеханова, ожидать от реализации российской программы таких же положительных результатов, как в развитых странах, не следует, несмотря на схожие объемы финансировния. По его словам, в Европе отложенный спрос выше. «Нормальная для Европы ситуация, к примеру, когда довольно состоятельные люди там ездят на пятилетних машинах и имеют приличные сбережения, -- рассказывает эксперт. -- Такие автовладельцы с удовольствием отдадут свою подержанную машину государству и доплатят за новую машину из своих сбережений. В России люди, которые ездят на очень старых машинах, далеко не всегда имеют сбережения, достаточные для покупки нового автомобиля».
Программа утилизации представляет собой способ стимулирования конечного потребителя, и для повышения спроса экономики это гораздо полезнее, чем стимулирование банков (через субсидирование процентных ставок по автокредитам) и производителей напрямую (в частности, «АвтоВАЗа»), считают в Центре развития. Поэтому программу утилизации следовало запустить еще год назад, но «лучше поздно, чем никогда», пишут авторы бюллетеня. «Поддержка конечных потребителей всегда гораздо выгоднее государству, чем поддержка производителей», -- разделяет выводы коллег Севастьян Козицын. Еще лучше, по его мнению, что программа утилизации будет работать параллельно с программой субсидирования автокредитов. «Без нескольких параллельных программ меры неэффективны», -- резюмирует аналитик.
Но они предупреждают, что для потребителей утилизация может оказаться не столь выгодной, как ожидает правительство. Владелец утилизируемого автомобиля должен за свой счет доставить его к дилеру (своим ходом или на эвакуаторе). При этом действие программы распространяется только на комплектные машины, то есть привезти только кузов от старого авто нельзя. Специалисты Центра развития не верят, что процедура утилизации старой машины и покупки новой для потребителей будет занимать лишь три-пять дней, как обещает Минпромторг. «Главный недостаток проекта программы в том, что автовладелец слишком много должен сделать сам», -- согласен Севастьян Козицын.
Они также отмечают «ряд затруднений организационного характера», в частности, отсутствие в России заводов по утилизации автомобилей, и принципиальную неприспособленность отечественных моделей к переработке. Виктор Христенко отмечал, что главная сложность в реализации программы заключается в недостаточном количестве пунктов утилизации старых автомобилей. По его словам, сейчас таких пунктов насчитывается всего 12-15.