Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

14:42
Москва
30 ноября ‘24, Суббота

Нефть осталась без страховки

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Страхование рисков по международным контрактам на российскую нефть под угрозой срыва. Ведущие иностранные банки -- партнеры российских нефтяников недовольны изменениями налогового законодательства.

Участники срочных сделок (посредством которых хеджируется риск резкого изменения цен на сырье) не смогут снижать налогооблагаемую прибыль на сумму убытка по этим сделкам. В 2010 году вступает в силу новая редакция 301-й статьи Налогового кодекса о срочных сделках и их налогообложении. По словам вице-президента Ассоциации региональных банков Олега Иванова, в ассоциацию обратились представители иностранных банков, озабоченные вступлением в силу поправок.

Ассоциация региональных банков предлагает внести изменения в Налоговый кодекс, согласно которым вступление в силу 301-й статьи о срочных сделках и особенностях их налогообложения откладывается на год. «За это время можно изучить структуру рынка деривативных сделок. Сейчас данных не хватает -- российские компании, которые продают активы за границу, работают с иностранными банками напрямую», -- говорит Олег Иванов. По его оценке, годовой объем хеджируемых рисков достигает $100 млрд.

В соответствии с новой редакцией 301-й статьи НК срочными сделками не признаются деривативы, не имеющие судебной защиты. Это означает, что убыток от этой сделки нельзя вычесть из налогооблагаемой прибыли. «Одна из сторон несет убыток от сделки, реальная прибыль сокращается, но налог придется платить с суммы прибыли, в которой не учитывается этот убыток», -- пояснил старший менеджер направления «Налоговые и юридические услуги банкам и финансовым учреждениям» PWC Владимир Буров.

Дериватив -- это срочная сделка, в которой дата заключения отличается от даты исполнения. По-другому ее называют «форвард», похожий финансовый инструмент -- фьючерс. Для экспортеров дериватив -- это договор купли-продажи с поставкой через определенный срок по фиксированной цене. Одна из причин заключения таких сделок -- страхование риска падения цен на сырье.

К сделкам, не имеющим судебной защиты, относятся сделки пари. В отношении срочных сделок к пари могут относиться договоры, которые подразумевают изменение цены актива, который продается, но не предполагает поставку. «Условия те же -- стороны фиксируют цену товара на определенный срок. По его истечении товар продается реальному покупателю (не тому, с кем была зафиксирована цена) по реальной цене. Если цена оказалась выше зафиксированной, то продавец возмещает разницу между реальной и зафиксированной ценой другому участнику деривативного контракта. Если ниже -- разницу оплачивает партнер», -- рассказывает Владимир Буров.

По его словам, единственный случай, в котором беспоставочные сделки подлежат судебной защите, -- если одна из сторон сделки российский банк. Олег Иванов говорит, что по размеру капитала такие риски на себя могут брать только два российских банка -- Сбербанк и Газпромбанк. «Если рынок будет работать по этой схеме, вырастут риски на клиентов Сбербанка, а это крупнейший розничный банк в стране. Деривативные сделки с валютной выручкой, например, могут достигать объемов в миллиарды долларов в год», -- отмечает Олег Иванов. Он говорит, что для того, чтобы российские банки могли участвовать в деривативных сделках, капитализацию банковской системы надо увеличить примерно в 30 раз.

Аналитик банка «Уралсиб» Виктор Мишняков говорит, что среди сырьевых компаний хеджированием цен на нефть занимается только «ЛУКойл». «Это трудозатратные сделки, ими стараются не заниматься», -- пояснил он. По его словам, с 2006 года у «ЛУКойла» были убытки по таким сделкам, потому что нефть дорожала, а компания фиксировала цену ниже рыночной. Во втором квартале 2008 года убытки от хеджирования составили $700 млн. «Сейчас нефть тоже дорожает, но не в таком масштабе, как с 2006 по 2008 год. Убытки будут несущественными; чтобы они были существенными, нужно, чтобы цены росли дольше или интенсивнее», -- отмечает Виктор Мишняков.

Реклама