За четыре часа прямого эфира премьер-министр России Владимир Путин дал обещаний более чем на 1,1 трлн рублей. Основная часть средств пойдет на реформу пенсионной системы, поддержку ипотеки и помощь «Российским железным дорогам» и «АвтоВАЗу».
Общая сумма государственных расходов на исполнение обещаний, данных премьер-министром Владимиром Путиным во время общения с населением, составит более 1,13 трлн рублей. Необходимость в некоторых тратах была озвучена впервые, по многим вопросам премьер-министр не обозначил конкретные суммы.
В четверг Владимир Путин в течение четырех часов отвечал в прямом эфире на вопросы жителей России.
Деньги заберут пенсионеры и «АвтоВАЗ»
Больше всего средств потребуется на реформу пенсионной системы. По словам главы правительства, в 2010 году на эти цели уйдет от 500 до 700 млрд рублей. «Мы сейчас проведем одну масштабную работу, связанную с реформированием пенсионной системы, которая потребует в 2010 году огромных ресурсов, по разным подсчетам, от 500 до 700 млрд рублей», – сказал Владимир Путин.
На поддержку ипотеки премьер-министр пообещал выделить «как первый шаг» 250 млрд рублей, которые, в частности, пойдут на снижение ставок по ипотечным кредитам до 10-11%.
Поддержка РЖД составит в 2010 году не менее 50 млрд рублей. «Сейчас мы обещали ОАО «РЖД» 25 млрд, но в целом выйдем, как минимум, как и в этом году, на 50 млрд поддержки в 2010 году», – сообщил глава кабинета министров. Часть расходов, сумма которых еще не определена, придется на субсидии «на приобретение необходимой техники, рельсов, вагонов».
Владимир Путин напомнил, что 50 млрд рублей было решено перечислить «АвтоВАЗу», а еще 300 млн евро внесет Renault в виде технологий и оборудования. 4,8 млрд рублей будет выделено на создание новых рабочих мест на предприятии, 4,5 млрд рублей – на «поддержание высвобождающихся работников в ходе реструктуризации» «АвтоВАЗа». Он добавил, что за «реальную хорошую работу по реструктуризации» правительство может выделить «АвтоВАЗу» дополнительные средства «для развития самого предприятия». В этом случае Renault-Nissan тоже будет вносить вклад как технологиями, так и прямыми финансовыми ресурсами, уверен премьер-министр.
10 млрд рублей государство выделит на скупку подержанных автомобилей, бывших в употреблении не менее 10 лет.
Амурскому судостроительному заводу Владимир Путин пообещал 16,5 млрд рублей несколькими траншами, из которых 1,9 млрд рублей он получит до конца этого года, 1,6 млрд – в 2010 году, по 3,2 млрд рублей с 2011 по 2013 год и 3,4 млрд – в 2014 году. 1,2 млрд рублей будет направлено на финансирование строительства «корветов».
14 исследовательских вузов дополнительно получат 1,8 млрд рублей на пять лет «для обновления материально-технической базы и создания условий для лучшей подготовки кадров».
Среди расходов, точные объемы которых премьер-министр не назвал, – обеспечение постоянным жильем военнослужащих. «Мы обещали военным, что в 2010 году закроем все вопросы, связанные с постоянным жильем, – напомнил Владимир Путин. – «Кровь из носу», выполним эту задачу, хотя, откровенно говоря, очень сложно».
Существенные расходы предусмотрены на капитализацию «Объединенной авиастроительной корпорации». «Мы выделим ей прямо в уставной капитал несколько миллиардов рублей, и займемся реструктуризацией долгов еще на 46 млрд рублей в течение ближайших лет, – сказал Владимир Путин. – Это позволит самой компании расчистить свой баланс, создаст условия для нормального функционирования экономического и для привлечения необходимых ресурсов для развития компании и, соответственно, авиационной промышленности».
Владимир Путин наобещал больше президента
Директор департамента стратегического анализа консалтинговой группы ФБК Игорь Николаев говорит, что речь Владимира Путина противоречит целям, заявленным в послании президента Дмитрия Медведева Федеральному собранию. «В послании президента говорится о том, что не надо поддерживать неэффективные производства», – напоминает экономист. Точечную поддержку системообразующих предприятий и раздачу обещаний о такой поддержке он называет «очень большим злом».
«Адресная поддержка – это, с одной стороны, популизм, а с другой стороны – мощнейшая демотивация бизнеса, – поясняет Игорь Николаев. – Предприниматели видят, что выигрывают не наиболее эффективные управленцы, а те, кто находится ближе к кормушке».
«Безусловно, в обещаниях прямой помощи конкретным предприятиям есть элемент популизма», – соглашается экономист московского офиса Всемирного банка Сергей Улатов. «Адресная поддержка – это не самая оптимальная политика, – говорит он. – Лучше, когда существуют равные условия поддержки для всех предприятий и помощь идет не самому нуждающемуся, а самому эффективному. «АвтоВАЗ» -- это далеко не самый эффективный собственник».
«Мы уже потеряли счет деньгам, направляемым «АвтоВАЗу», – возмущается и Игорь Николаев, – а производство машин и оборудования на заводе в октябре 2009 года упало на 48% по сравнению с октябрем 2008 года – это худший месячный показатель в 2009 году». В ноябре «АвтоВАЗ» показал очередной рекорд падения производства – 26 тыс. машин, продолжает эксперт. «Получается, что чем больше денег мы вливаем в эту компанию, тем хуже у нее обстоят дела. На словах у нас отказ от поддержки неэффективных предприятий, а на деле мы туда закачиваем все больше средств», – констатирует экономист.
По мнению Сергея Улатова, обещания премьера -- подтверждение тому, что экономическая конъюнктура в последние месяцы улучшилась. Экономист уверен, что без этого премьер не смог бы их раздавать. «Цены на нефть выросли, доходы ожидаются немного больше, поэтому у правительства появилось поле для маневра и попыток не допустить системных кризисов в базовых отраслях промышленности», -- отмечает он.
Но адресная помощь какому-либо предприятию может быть оправданна при наличии проблем. Никаких списков стратегических предприятий, которые всегда могут рассчитывать на помощь государства, быть не должно, категоричен эксперт.
Поддержку банковской системы осенью 2008 года Сергей Улатов считает правильным решением. Он напомнил, что адресная поддержка использовалась на протяжении этого кризиса и в США, и в Германии.