Дорогая нефть толкает курс рубля вверх, а перспективы доллара под вопросом, инвесторы осторожно возвращаются, но быстро выйти на докризисный уровень не получится -- председатель правления Deutsche Bank в России Йорг Бонгартц описал работу инвестбанков в развивающихся странах в новых макроэкономических условиях. Он уверен -- России нужен корпоративный кодекс поведения банков в процессах банкротства и реструктуризации долгов.
Рубль снова находится под давлением, но ситуация противоположна той, которая сложилась осенью 2008 года. Относительно высокие цены на нефть подталкивают курс российской валюты вверх, несмотря на сопротивление Центробанка, видит председатель правления Deutsche Bank в России Йорг Бонгартц.
Рынки оживают
В сложившихся условиях финансовые рынки постепенно оживают – в развивающиеся страны возвращаются инвесторы, и финансовые результаты инвестбанков в 2009 году будут лучше, чем в 2008-м, надеется глава Deutsche Bank в России, ссылаясь на итоги последней встречи с международными инвесторами в Нью-Йорке. Тем не менее, говорить о приближении к докризисному уровню доходов в инвестбанках нельзя. «Кризис серьезно повлиял на бизнес инвестиционных банков. Рынка капитала почти не было. До кризиса значительная часть нашего бизнеса приходилась на организацию кредитов, выпусков облигаций, IPO. На протяжении 2009 года таких сделок было мало. Сейчас эта деятельность восстанавливается», -- рассказал Йорг Бонгартц.
Йорг Бонгартц уверен, что найти объект для инвестиций можно в любой отрасли, даже в тех, которые сильно пострадали от кризиса. «Определенные сложности есть в строительстве и ритейле. Но нужно учитывать, что могут быть разные моменты – и в этих секторах есть компании, солидные игроки, которые, несмотря на конъюнктуру, имеют возможность занимать деньги», -- рассказывает он.
Банкротство по правилам
Deutsche Bank в кризисных условиях помогла традиционная банковская работа -- платежные операции, управление крупным частным капиталом и новое направление бизнеса -- операции по реструктуризации долгов. «Мы фактически адаптировали наши продукты к потребностям инвесторов – помогли им в реструктуризации требований, заемщикам – в пролонгации долгов», -- пояснил Йорг Бонгартц.
Он уверен, что заниматься реструктуризацией долгов было бы удобнее, если бы в России действовал кодекс правил реструктуризации (по примеру кодекса британской ассоциации INSOL). Основная его идея в том, что позиции одного банка в разных сделках могут учитываться при реструктуризации синдицированных кредитов. «Банки, как правило, участвуют во многих операциях. В одной сделке у него может быть удачная позиция, за счет дополнительных залогов или определенного подхода к клиенту, в другой -- более слабая. Философия кодекса – найти общий язык по всем сделкам. То есть, можно упустить одну позицию, но сообщество поможет тебе в другой сделке», -- объяснил Йорг Бонгартц.
Пока в России нет таких правил, реструктуризация синдицированных кредитов идет сложно. По словам банкира, двусторонние договоры реструктурировать легче.