После перебоев в августе продажи продукции российских предприятий продолжили восстановление во всех отраслях промышленности, кроме химической и легкой, а субъективные оценки спроса -- удовлетворенность предприятий продажами – стабилизировались, говорится в сентябрьском бюллетене конъюнктурных опросов Института экономики переходного периода (ИЭПП).
В сентябре 2009 года темп падения спроса на продукцию российских предприятий стал самым низким с августа 2008 года, интенсивность увольнений – самой низкой с октября 2008 года, а рост производства и цен производителей – самым высоким с сентября 2008 года, свидетельствуют данные опроса российских предприятий, проведенного Институтом экономики переходного периода (ИЭПП).
Второй месяц подряд спрос на свою продукцию считает нормальным треть российских предприятий, тогда как в течение предыдущих восьми месяцев такого мнения придерживались лишь четверть производителей. В наибольшей степени в августе-сентябре были удовлетворены продажами предприятия цветной металлургии (62%) и пищевой (55%) отрасли.
Объем запасов готовой продукции остается стабильным и с мая текущего года находится на «уровне разумной достаточности, характерной для 2004-го – первой половины 2006 года», когда российская промышленность еще не была чрезмерно «разогрета», отмечают авторы бюллетеня. «Видимо, предприятия справились с проблемой избытка запасов и больше не желают работать на склад в предвкушении скорого возврата к прежним темпам роста продаж», -- объясняет Сергей Цухло, заведующий лабораторией конъюнктурных опросов ИЭПП, в которой был подготовлен бюллетень.
Положительная динамика спроса позволила предприятиям перейти в сентябре 2009 года к самому интенсивному с сентября 2008-го росту производства. Самые высокие его темпы демонстрируют лесная, пищевая и машиностроительная промышленность, а также цветная металлургия.
Интенсивность роста цен предприятий в сентябре достигла самых высоких с сентября 2008 года значений. Только 7% производителей снижали в истекшем месяце свои цены (против 30% в декабре 2008 года).
Интенсивность увольнений стала в сентябре самой умеренной с октября 2008 года. «Только четверть промышленных предприятий увольняла работников, тогда как в январе таких было более половины, -- говорит Сергей Цухло. -- Доля сообщений о найме персонала возросла до 12% и стала рекордом с июля 2008 года». По его мнению, большинство сотрудников, которых руководители предприятий считали «балластом», уже уволили. «Работу сохранили за собой наиболее квалифицированные сотрудники, и работодатели все менее охотно их увольняют», -- говорит экономист, отмечая, что пока «увольнения преобладают во всех отраслях, кроме леспрома и пищевой». Наиболее интенсивные увольнения в ближайшие месяцы возможны в стройиндустрии, машиностроении, химии и нефтехимии, отмечает он.
«Пока позитивные показатели сентября не будут повторяться на протяжении хотя бы квартала, рано говорить о том, что дно кризиса позади», -- говорит профессор экономического факультета МГУ имени Ломоносова Виталий Тамбовцев.
«Как можно говорить о данных за сентябрь, когда сентябрь еще не кончился?» -- спрашивает экономист Никита Кричевский. Он также отмечает, что промышленное производство растет в основном в тех отраслях, что активно субсидируются государством. «Отрежь эту пуповину, связывающую предприятия с бюджетом, -- и мы получим прежние темпы падения», -- говорит он.
Экономист также подчеркивает, что в бюллетене ИЭПП фиксируются лишь показатели промышленности, которая в структуре в ВВП имеет долю менее 20%, поэтому некорректно экстраполировать улучшения в промышленности на всю экономику. «К тому же исследование – это, по сути, социологический опрос, а все опросы являются субъективными. Оценки промышленников могут не отражать реальное положение дел», -- напоминает он.
Сергей Цухло обращает внимание на то, что и «сами производители не уверены в сохранении слишком позитивного тренда», о чем свидетельствуют, к примеру, их собственные прогнозы спроса, которые демонстрируют рост пессимизма предприятий по поводу продаж в октябре-ноябре. Хотя исследователь надеется, что ожидание снижения спроса связано лишь с традиционными январскими каникулами.