Кризису -- год. Возможно, он закончился даже слишком быстро -- интерес правительств к реформе финансовой системы теперь снизится, сетует ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев. Россия оперативно погасила кризис ликвидности, но опоздала с реализацией полноценного антикризисного плана -- власть опасается, что деньги из госпрограмм будут разворованы.
Восстановление экономики будет медленным, но антикризисная политика действительно помогла, «и помогла достаточно быстро», говорит ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев. По его словам, экономистам удалось верно спрогнозировать, что кризис продлится два года. Если считать началом рецессии первый квартал 2008 года, то в первом квартале 2010-го мировая экономика уже будет восстанавливаться, уверен экономист.
Уроки кризиса
«Конечно, уроков будет получено много, и в первую очередь мы получим более хорошее понимание того, как работает антикризисная политика в сегодняшней глобализированной экономике, -- констатирует Сергей Гуриев. -- Такого кризиса не было давно, а кризис 1930-х годов был в совершенно другой экономике». В отличие от 1930-х годов правительства сегодня не сделали «таких страшных протекционистских шагов, какие были предприняты в 1930-х годах», говорит ученый.
Экономисты ожидали, что, несмотря на все обещания, правительства будут воздвигать торговые барьеры. «Это произошло, но в гораздо меньшей степени, чем мы боялись, -- констатирует Сергей Гуриев. -- И в каком-то смысле это заслуга экономистов, потому что кроме экономистов практически никто больше не защищает свободную торговлю. И то, что правительства по всему миру ответили на кризис скоординированно и при этом не стали воздвигать торговые барьеры, это одно из достижений последнего года, которое в конце концов и помогло так быстро выйти из кризиса».
Всем миром
Во всех странах были предприняты похожие антикризисные меры, анализирует ситуацию Сергей Гуриев. «Они отличались по размеру, по составу, и в этом смысле у экономистов, конечно, появится богатый материал для изучения, когда кризис закончится. Очень интересно то, что происходит в Китае. Были сомнения, справится ли КНР с задачей организовать расходы на инфраструктуру и другие категории в размере $1 трлн. Это все-таки огромная сумма. И вроде бы выглядит так, что китайское правительство с этим справляется. И поэтому в остальном все правительства сделали примерно одно и то же: и агрессивная денежная политика, и агрессивная бюджетная политика. Все то, о чем написано в учебнике и, более того, в последних экономических исследованиях», -- считает экономист.
Российское правительство показало и сильные, и слабые стороны, полагает Сергей Гуриев. В качестве сильной стороны он отмечает быстрые действия по борьбе с кризисом ликвидности осенью 2008 года, когда правительству удалось остановить панику. А в качестве недостатков называет медлительность в выстраивании антикризисной политики. «Первый антикризисный план был опубликован 6 апреля. Он был уточнен, поправлен и опубликован в конце июня. Это, конечно, недопустимое запоздание», -- сетует эксперт. Кризис, по его словам, показал слабые стороны российской экономики, а именно -- высокий уровень коррупции. «Если бы не высокий уровень коррупции в России, не было бы никаких вопросов потом, каким образом нужно проводить антикризисную политику, а именно увеличивать госрасходы на инфраструктуру, на дороги, на аэропорты, интернет. Но этого мы не увидели, российское правительство само опасается, что государственные расходы будут разворованы», -- говорит Сергей Гуриев.