В Латвии во втором квартале зафиксировано замедление темпов экономического спада. Там высказываются робкие надежды на то, что, возможно, самое худшее уже позади. Между тем в Эстонии и Литве экономический кризис углубляется.
Экономика Латвии с апреля по июнь 2009 года пережила меньшее снижение ВВП по сравнению с первым кварталом. Это дало повод говорить о том, что прибалтийская страна начала выходить из экономического кризиса, пишет Financial Times. В Литве и Эстонии темпы падения экономики увеличились.
Балтийские страны стали пороховой бочкой во время глобальной экономической рецессии, когда их накачанные кредитами экономики одна за другой стали «схлопываться» после нескольких лет стремительного роста.
Тяжелое экономическое состояние этих стран привлекло внимание мировой общественности из-за высоких рисков невозврата кредитов северным банкам, а также из-за статуса членов Европейского союза. В прошлом году Латвия получила транш от МВФ и ЕС в размере €7,5 млрд. Падение ВВП составило 1,6% за последние три месяца по отношению к предыдущему кварталу. Падение ВВП в первом квартале составило 11%. С начала года ВВП упал на 18,2%.
Макроэкономические показатели Эстонии в годовом исчислении указывают на то, что еще слишком рано утверждать о прохождении «дна» кризиса. ВВП Эстонии во втором квартале снизился на 16,6%, а в первом -- на 15,1%, сообщает Associated Press.
Рецессия в Литве тоже углубляется. Во втором квартале ВВП упал на 12,3% по сравнению с предыдущим кварталом и на 18,2% в год с начала года.
Неумолимые факты породили слухи о том, что Литва последует за Латвией и будет просить международной помощи. Однако президент Литвы Даля Грибаускайте заявила еще раз, что ее страна обратится к МВФ только тогда, когда ситуация станет «критической». Она сказала, что страна по-прежнему намеревается войти в еврозону к 2015 году, несмотря на прогнозируемый к концу года дефицит бюджета в размере 8% ВВП. Это на 3 процентных пункта превышает установленный для членов еврозоны потолок.
Все три прибалтийские страны стремятся перейти на евро, давая повод для слухов о скорой девальвации их национальных валют.