Американские деньги готовы вернуться в Россию, несмотря на кризис. Для этого требуется политическое решение, и визит президента США Барака Обамы в Москву может повлиять на ситуацию, считает президент Центра стратегических исследований Михаил Дмитриев.
Вывод американских инвестиций из российских активов был следствием обострений проблем во взаимоотношениях между Москвой и Вашингтоном -- сейчас в их нормализации заинтересованы и американские, и российские деловые круги, считает президент Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев.
Американские деньги готовы пойти в Россию даже в условиях кризиса. «Что касается американских инвестиций, я уверен, что есть очень большой потенциал и сразу после кризиса, и даже в условиях кризиса. Вложение средств в российскую экономику было отложено из-за того, что отношения непрерывно ухудшались. Нормализация отношений соответствует интересам и российских, и американских деловых кругов», -- подчеркивает Михаил Дмитриев.
Инвестиционный потенциал России определяется ценами на нефть. «Пока стабилизация цен на нефть -- это временное явление, она не связана с фундаментальными условиями спроса в мировой экономике. Спрос в мире на нефть пока растет за счет стимулов со стороны таких покупателей, как Китай. А эти стимулы связаны с большими государственными вливаниями, с попыткой сделать запасы. Такого рода политику Китай не может продолжать вечно», -- предупреждает Михаил Дмитриев. Он полагает, что Россия начнет «только-только выходить из кризиса» в 2011 году. Но сырьевой сектор экономики и компании, ориентированные на потребительский рынок, растут даже в сложившихся условиях, при ценах на нефть на уровне $60-70 за баррель. «Лучше всего себя будут чувствовать два типа отраслей. Во-первых, отрасли, завязанные на экспорт сырья. Некоторые из них уже испытывают устойчивый рост с начала года, -- говорит Михаил Дмитриев. -- Вторая категория поставщиков завязана на конечный спрос населения, потому что реальные доходы населения практически не упали в этом году. Они находятся на уровне, может быть, на 1% ниже, чем было до кризиса в первом полугодии прошлого года. Люди немного снизили спрос и увеличили сбережения, но сейчас они постепенно начинают покупать. Мы видим, что последние сезонные сглаженные данные говорят о том, что наконец начал расти розничный товарооборот».
Кризис провоцирует национальные правительства на принятие протекционистских шагов во внешнеэкономических отношениях. Несмотря на это, Михаил Дмитриев надеется, что визит президента США Барака Обамы в Москву «послужит поворотной точкой в российско-американских отношениях». «На самом деле желание и потребность изменить их к лучшему есть у обеих сторон», -- видит экономист. Он считает, что кризисные меры правительств, направленные на ограничение зарубежного присутствия на национальных рынках, это временное явление, а не тенденция. «Да, конечно, усиление протекционистских мер происходит, иногда даже в нарушение норм Всемирной торговой организации», -- сетует Михаил Дмитриев. Но эксперт не склонен переоценивать угрозу: «Сейчас падение мировой торговли, а она впервые за многие годы действительно упала в номинальном и реальном выражениях, связано не с тем, что страны закрыли свои рынки, а с тем, что сократился спрос. Многие страны просто боятся вводить торговые ограничения, просто потому, что знают, что могут столкнуться со встречными торговыми ограничениями. Протекционизм -- обоюдоострое оружие, и это пока сдерживает эскалацию торговых мер».