Склады российских компаний забиты товарами. Покупатели не могут оплатить заказы. Объемы транспортировки грузов упали на 30--50%. Избыток товаров на складах может привести к сокращению производства в будущем.
Тромбы в финансовой системе России, пробить которые в послании Федеральному собранию призывал президент Дмитрий Медведев, перешли в реальный сектор. Движение товаров в стране резко замедлилось. «Все лежит на складах. Оборот сократился в разы», -- жалуется Александр, сотрудник московского офиса транснациональной корпорации, специализирующейся на поставках техники для строительной индустрии. По его словам, заказчики не могут забрать товар: «После 30-процентной предоплаты мы доставляем товар на склад. Заказчики получают его после выплаты оставшихся 70% стоимости. Сейчас заказчики не могут выплачивать всю сумму, просто не находят деньги».
Избыток товаров на складах может привести к сокращению производства в будущем, говорит главный экономист Альфа-банка Наталья Орлова. Ее прогноз по росту ВВП в 2009 году -- 2%. «Я опасаюсь резкого снижения потребительского спроса в следующем году», -- поясняет экономист.
Традиционно перед новогодними праздниками, в ноябре, торговля оживлялась. «Сейчас этого не происходит», -- констатирует аналитик агентства SeaNews Анна Новикова. «Видимо, в декабре и позднее мы будем наблюдать значительный спад грузооборота, так как новых контрактов сейчас заключается меньше, чем обычно», – предполагает она.
Множество легковых автомобилей из Европы и США, ввозимых в Россию, застряли в финских портах Котка и Ханко, свидетельствует аналитик: «В России стали меньше покупать автомобили, хранить здесь их негде, они стоят в финских портах. Пока финны это терпят». Представители финских портов не прокомментировали ситуацию.
По оценкам Logistics Field Audit, Inc., в транспортировке грузов можно ожидать наиболее сильного падения – 30--50%. Эту цифру подтверждает менеджер по маркетингу логистической компании Elfor Динара Гайнуллина. По ее предварительным подсчетам, за последние 1,5 месяца объемы грузоперевозок компании упали примерно на 35%.
Андрей Хлус, управляющий партнер Logistics Field Audit, Inc. в России, СНГ и странах Балтии, называет уровень взаимоотношений поставщиков и покупателей «низким».
«Отсутствие гибкости в цепях поставок привело к увеличению запасов на производствах, распределительных центрах и транзитных узлах, в частности в портах, а это еще больше увеличивает логистические издержки, еще больше замедляет товарный и денежный оборот. Все это приводит к падению общего объема товарного производства и оборота», – сетует он.
Стремясь сократить транспортные издержки, компании отказываются от услуг логистов. «То, что раньше клиенты отдавали на аутсорсинг нашей компании, сейчас стараются осуществлять собственными силами», – свидетельствует Динара Гайнуллина. Заместитель директора Международного центра логистики Высшей школы экономики Алла Стерлигова предупреждает: «Банкротство одного звена логистической цепи может повлечь за собой банкротство остальных».
Особенно сильно кризис ударит по импорту, считает Анна Новикова из SeaNews. Она вспоминает, что в результате дефолта 1998 года в России сильно вырос экспорт, но сократился импорт в связи с удешевлением рубля. «Вероятно, этот кризис приведет к похожим последствиям», – считает аналитик.
Из российских компаний в наибольшей степени пострадают те, что выпускают товары с высокой добавленной стоимостью, считает Алла Стерлигова: «Им придется менять продуктовую линейку, расширяя ассортимент и снижая издержки. Холодильным компаниям придется переключиться с говяжьей вырезки на кусковое мясо. Российская экономика рискует сохранить сырьевую направленность, если правительство не предпримет адекватных мер».
Снижение товарооборота характерно не только для России, отмечает Анна Новикова: многие грузы встали в одесском порту, а Китай фиксирует резкое снижение спроса на свою продукцию за рубежом.