Скандально известный «предприниматель» Константин Пономарёв придумал новую схему «честного» отбора денег у крупных корпораций. В случае его успеха в суде, любой аферист сможет использовать лазейку в законодательстве для обогащения.
Личность заявителя
За похождениями Константина Пономарева уже давно следит не только общественность, но и Федеральная налоговая служба. Он вот уже больше года он пытается укрыть от государства более 8 млрд рублей неуплаченных налогов, которые он не оплатил ещё в 2010 году, после того, как получил с ИКЕА 25 млрд рублей по резонансному «дизельному» делу. «Предприниматель», ранее обитавший в столичном регионе, в конце прошлого года сменил регистрацию и прописался в вымирающей деревне Аносово с населением семь человек.
Поселился Пономарев в доме своего адвоката Максима Загорского, имеющего неплохие связи в судейском корпусе региона, а местный районный суд находится всего в 10 км от Аносово.
Уже менее чем через месяц после оформления аносовской прописки, Пономарев подал иск в Краснинский районный суд Смоленской области, требуя признать претензии налоговиков к нему незаконными. Судья Ирина Цуцкова согласилась с доводами «предпринимателя», сообщает compromat.ru.
Теперь же она рассматривает новый иск Пономарева к компании «ИКЕА Мос», дочерней структуре ИКЕА, на сумму почти 508 млн рублей, который может войти в историю отечественной юриспруденции, как пример получения денег из воздуха.
Новая схема получения денег с ИКЕА
В один прекрасный день некий Алексей Васильевич Танько, проживающий в той же деревне Аносово и входящий в число семи её резидентов, вдруг заявил, что является поручителем компании «ИКЕА Мос» по многочисленным обязательствами перед Константином Пономарёвым, датированным 2006-2009 годами, — от оплаты арендованных дизелей до возмещения трат на топливо.
В самой компании внезапному появлению селянина с претензиями немало удивились: по заверениям её представителей, ни с одним Танько в мире ритейлер никаких дел не имел и не имеет. Однако проблема в том, что по законодательству для поручительства не требуется согласия стороны, за которую поручаются.
Тем не менее, Танько подал против Пономарёва иск о взыскании 4 млн рублей. Дескать, он имеет права на эти деньги по одному из пунктов корпоративного «соглашения об условиях перехода доли в ООО «Рукон» от 09.03.2013 между Пономарёвым К.А. и Лайне Минна-Мари». Упомянутые «Рукон» и Лайне, гражданка Финляндии, принимали участие в неудачной попытке взыскания с ИКЕА 33 млрд рублей, обернувшейся возбуждением уголовного дела по заявлению ритейлера.
В свою очередь, Пономарёв подал встречный иск к Танько, благо, правовые нормы позволяют ответчику сделать это до принятия судом решения по первоначальному иску, чтобы фемида имела возможность рассмотреть их совместно, а заодно встречный иск был предъявлен и к «ИКЕА Мос».
Таким образом, «ИКЕА Мос» оказалась «соответчиком» Танько по иску Пономарёва и с помощью этого манёвра столкнулась с угрозой потери 507 689 595 рублей 63 копеек, затребованных Пономарёвым. Сумма иска представляет собой, согласно утверждениям Пономарева, неустойку за невыкуп у него дизельных генераторов.
Угроза для «Газпрома»
Если Пономарёву действительно удастся реализовать эту схему, это создаст уникальный прецедент.
Всё будет очень просто: два мошенника вступают в сговор, один заявляет о поручительстве, например, за «Газпром» или «Лукойл», а то и вовсе за конкретного миллиардера, скажем, того же Дерипаску, другой злоумышленник начинает оппонировать коллеге и подаёт иски как к подельнику, так и к жертве.
После чего суд из какого-нибудь незаметного городка рассматривает требования солидарно и выносит вердикт в пользу преступной группы.
Серийный махинатор
Внимательный читатель наверняка вспомнит, что рассмотренная выше схема — далеко не первая изобретённая Константином Пономарёвым махинация. Ранее он сумел «обвести» таких гигантов бизнеса, как Олег Дерипаска, логистический оператор Raven Russia и та же ИКЕА, используя, в принципе, однообразную схему.
Сначала Пономарёв заключал с выбранными в жертвы структурами договоры на аренду дизельных электрогенераторов, потом под разными предлогами затягивал вывоз своего уже неработающего имущества, а затем подавал на деловых партнёров в суд, требуя погашения образовавшейся задолженности по ставкам, как если бы генераторы работали 24 часа в сутки 7 дней в неделю с максимальным потреблением дизельного топлива.
Так он содрал с дерипаскинского «Главмосстроя» и аффилированных с ним фирм в общей сложности более полумиллиарда рублей. С Raven Russia он получил судебный акт 1,5 млрд, но вмешались вышестоящие инстанции, снизившие огромную сумму. С ИКЕА — упомянутые уже 25 млрд. И не беда, что сумма взысканных средств в разы превосходит собственно стоимость оборудования, которое «махинатор» сдавал своим жертвам.
По мнению бизнесменов, знакомых с деяниями махинатора, он исповедует «системный подход» в обдирании компаний, имевших наивность начать с ним сотрудничество, и на всю катушку использует «противоречия в законодательстве для получения собственной выгоды».
И вот — новый зигзаг во взаимоотношениях «дизельного махинатора» с добропорядочным деловым сообществом. Перспективная схема с поручителем пришла на смену морально устаревшей схеме с «просроченными» долгами. Понятно, что когда-нибудь эта лазейка будет закрыта, но никто не гарантирует, что Пономарев не придумает что-нибудь новое.