Объединенная авиастроительная корпорация в самое ближайшее время может оказаться в центре крупнейшего антикоррупционного расследования – как пишет «Московский комсомолец», ведомство генерального прокурора Юрия Чайки заподозрило госкомпанию в финансовых махинациях и крупнейших хищениях бюджетных средств.
Речь идет о целой серии правонарушений, выявленных правоохранительными органами в ОАК. Так, например, журналисты «МК» сообщают о том, что несмотря на беспрецедентные меры государственной поддержки в размере 70,5 млрд рублей, предназначенных для реструктуризации имеющейся задолженности, финансовое состояние большинства входящих в корпорацию компаний ухудшилось, а ее совокупный долг только в одном 2009 году вырос почти на 100 млрд рублей, превысив в целом 260 млрд рублей. Стоимость активов дочерних и зависимых обществ при этом снижалась, благодаря чему уставной капитал корпорации сократился на 30 млрд рублей.
Бюджетные средства, направленные на поддержку отечественного авиастроения, выводились самыми разнообразными способами. Например, руководство ОАО «Ил» передало свои производственные мощности некоему ЗАО «Ил-ресурс», у которого впоследствии арендовало свое бывшее имущество по рыночным ценам. В результате такой «бизнес» привел к удорожанию заказанной государством продукции – если в 2005 году самолет Ил-76 продавался за 50 млн долларов, то сегодня его цена достигает уже 200 млн долларов.
Еще хуже обстоит дело с самолетами других марок. Так, одна из проверок выявила, что в 2012 году не было произведено ни одного самолета-амфибии Бе-200, по многим своим характеристикам не имеющего аналогов в мире. Касающиеся этого самолета пункты федеральной целевой программы «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002–2010 годы и на период до 2015 года» оказались попросту сорваны.
Криминальный бизнес делался и на далеких от самолетов проектах. Например, 7 млн рублей функционеры ОАК перечислили фирме, зарегистрированной в жилой квартире и не способной выполнить никаких научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Несколько договоров на общую сумму свыше 3 млрд рублей корпорация заключила с неким ООО, не имеющим ни необходимых производственных мощностей, ни квалифицированных сотрудников. И совсем уж мелкими шалостями выглядят хищение миллиона рублей и завышение стоимости оборудования почти на 5 млн евро.
Эксперты подтверждают, что ситуация в российской авиастроительной отрасли достаточно серьезна. «Если посмотреть на два основных проекта – Sukhoi Superjet и МС-21, то пока на рынок они не выведены, и продажа и разработка не идут настолько эффективно, насколько это хотелось бы. Я думаю, что это как раз может быть связано с некоторыми проблемами – деньги выделяются, а результата пока не возникает, - говорит аналитик по транспорту «Инвесткафе» Андрей Шенк. - Контроль должен быть, банально на уровне коррупционных проверок, учитывая, что результат работы пока не столь впечатляющий, а деньги туда до бесконечности бюджет выделять не может. Думаю, ОАК ждет некоторое наведение порядка».
Обращает на себя внимание часто встречающаяся в документах фамилия Погосян. Кроме президента ОАО «ОАК» Михаила Погосяна в них упоминается и его сын Артем Погосян, в 27-летнем возрасте ставший старшим вице-президентом ЗАО «Гражданские самолеты Сухого». А еще один фигурант, Погосян Д.А. возглавляет ЗАО «Абсолютстрой», получившую сотни миллионов рублей за строительные работы, выполненные другой организацией.
Похоже, компромат на Объединенную авиастроительную корпорацию можно носить, что называется, чемоданами. И по некоторым сведениям, эти чемоданы уже совсем скоро будут пущены в дело. Во всяком случае, на январской коллегии Генпрокуратуры, Минобороны и Минпромторга генпрокурор Юрий Чайка уже докладывал о крупных хищениях из бюджета, выявленных во время проверок авиастроителей.
Скорее всего, ОАК ждет не просто очередная критика, а полномасштабная актикоррупционная спецоперация. Три года назад Михаил Погосян стал руководителем корпорации вместо уволенного президентом Дмитрием Медведевым за невыполнение инновационных программ Алексея Федорова. Вполне возможно, что ОАК опять ждут серьезные перестановки.