Организатором «государственного рейдерства» в отношении ЮКОСа Ходорковский назвал Сечина.
В воскресенье агентство Reuters опубликовало интервью с Михаилом Ходорковским. Оригинальную русскую версию ответов представил Пресс-центр Михаила Ходорковского.
«Я не могу думать о Сечине хорошо. Он – организатор и вдохновитель той вакханалии государственного рейдерства, которая, уничтожив ЮКОС, расползлась по всей стране. Хотел ли он этого, или решал локальную задачу? Не знаю, но он воспользовался государственной властью, сделав то, что сделал. Нам всем – миллионам граждан России, всей стране в целом, – предстоит разгребать последствия его действий долгие годы. На его совести – десятки тысяч человеческих судеб, сломанных если не им лично, то его последователями», – отметил Михаил Ходорковский на вопрос о том, что он думает об Игоре Сечине.
Бывший глава ЮКОСа считает, что власти рассчитывали на его эмиграцию, давая ему время на отъезд из страны. «Платон Лебедев был арестован, как заложник, как прямой сигнал мне – «черная метка». Они были уверены, что после этого я точно эмигрирую. Ждали почти 4 месяца. Когда же поняли, что я никуда не уеду, – приняли решение об аресте, поскольку, находясь в России и на воле, я лишал их необходимой свободы действий. Целью же – помимо сказанного выше – являлась демонстрация готовности власти жестко пресекать несанкционированную оппозиционную активность бизнеса. Я был наиболее заметным (первое место в списке русского Forbes) и, в политическом смысле, – наиболее независимым из оставшихся в России крупных предпринимателей. Я на протяжении нескольких лет, предшествовавших моему аресту, поддерживал парламентскую оппозицию и никогда не скрывал свою точку зрения по значимым общественно-политическим вопросам. Но главным призом для рейдеров все равно был ЮКОС», – утверждает Ходорковский.
Бывший олигарх не верит в честность выборов президента России в 2012 году. По его мнению, главой страны станет тот, кого назначит Кремль.
Михаил Ходорковский отметил, что отвечал на вопросы корреспондента без какого-либо давления со стороны властей. Хотя и признается, что «власть давит на меня постоянно. Тюрьмой. Однако, что мне писать и как, – никто не указывает. В этом – преимущество моего положения. Впрочем, позже вполне могут отомстить. Они обидчивы», – говорит Ходорковский.
Враг государства
Хамовнический суд Москвы в конце 2010 года приговорил экс-главу «Менатепа» Платона Лебедева и бывшего владельца ЮКОСа Михаила Ходорковского к 14 годам колонии по обвинению в хищении 200 миллионов тонн нефти и отмывании денег. С учетом приговора от 2005 года по первому делу, согласно которому Ходорковский и Лебедев были осуждены на восемь лет, и проведенного в заключении времени срок их наказания истекает в 2017 году. Однако 24 мая Мосгорсуд смягчил наказание на один год, и теперь Ходорковский и Лебедев имеют все шансы выйти на свободу в 2016 году.
В списках не значатся
В распоряжении «Коммерсанта» оказалось письмо российских оппозиционеров, правозащитников и деятелей культуры в Сенат США, где содержится просьба применить аналогичные делу Сергея Магнитского санкции к российским чиновникам, причастным к делу ЮКОСа. В составленном оппозиционерами черном списке из 305 человек – генпрокурор Юрий Чайка, руководитель Следственного комитета Александр Бастрыкин, председатель Мосгорсуда Ольга Егорова, следователи, гособвинители и судьи по делам всех фигурантов дела ЮКОСа. Авторы письма надеются, что вошедшим в черный список будет закрыт въезд в США, а их зарубежные банковские счета, если они есть, будут заморожены.
Письмо в Сенат США подписали, в частности, сопредседатели Партии народной свободы Борис Немцов и Владимир Рыжков, правозащитники Людмила Алексеева и Лев Пономарев, кинорежиссер Эльдар Рязанов, народные артистки России Лия Ахеджакова и Наталья Фатеева.
В списке нет считающихся идеологами дела ЮКОСа премьер-министра РФ Владимира Путина и вице-премьера Игоря Сечина. «Присутствие в списке политиков, причем первых лиц, заметно осложнило бы утверждение документа Госдепартаментом США. Поэтому мы сосредоточились на конкретных исполнителях, – заявила «Коммерсанту» одна из инициаторов письма, санкт-петербургская писательница и правозащитница Нина Катерли. – Список передан в Сенат, и если законопроект будет принят, мы, безусловно, будем настаивать, чтобы его действие распространялось и на преследователей ЮКОСа».