За две недели в Пенсионный фонд России обратились почти 3 тысячи граждан, чьи накопления были несанкционированно переведены в негосударственные пенсионные фонды. Столь массовых жалоб не было никогда. ПФР пообещал лишить недобросовестные НПФ права самостоятельно привлекать пенсионные накопления.
С 22 апреля на горячую линию Пенсионного фонда России поступило почти 3 тысячи звонков граждан, обнаруживших, что их накопления без соответствующего заявления оказались переведены в тот или иной негосударственный пенсионный фонд, пишет «КоммерсантЪ». Для сравнения за 2005-2008 годы в ПФР поступило порядка 5 тысяч письменных обращений граждан в связи с незаконным переводом их средств, по итогам 2009 года таких обращений было около 900.
На какие именно НПФ поступают жалобы, в ПФР не говорят, отмечая лишь, что среди них многие крупные фонды. Основной причиной всплеска числа жалоб в ПФР называют возросшую конкуренцию НПФ на рынке обязательного пенсионного страхования. Поскольку сегмент негосударственного пенсионного обеспечения (пенсионные резервы) после кризиса стагнирует, НПФ стремятся привлекать пенсионные накопления.
Сами фонды также начали реагировать на многочисленные жалобы, чего не происходило ранее. Так, например, на сайте НПФ «Норильский никель» размещено сообщение, в котором говорится, что фонд «выражает серьезную озабоченность большим количеством претензий о незаконном переводе пенсионных средств граждан» и проводит «комплексную работу по оптимизации деятельности продающих и проверяющих подразделений».
В ПФР уже разрабатывается регламент по заключению и расторжению трансферагентских соглашений с НПФ, на основании которых фонды могут самостоятельно принимать заявления о переводе накоплений. Получение формализованных жалоб будет основанием для расторжения трансферагентских соглашений с фондом, а это значит, что для заключения договора с таким НПФ человеку придется писать заявление непосредственно в ПФР.
На прошлой неделе в пенсионном фонде рассказали, что в марте 2011 года ПФР произвел рассылку уведомлений гражданам, изменившим в течение 2010 года способ управления своими пенсионными накоплениями, передает РИА «Новости». ПФР призвал граждан, пострадавших от недобросовестных действий НПФ, ставить ПФР в известность о каждом факте неправомерного перевода средств, обратившись в территориальный орган ПФР по месту жительства или пребывания, написав письмо по адресу город Москва, улица Шаболовка, дом 4, или же направив жалобу через online-приемную на сайте ПФР.
«При этом ПФР напоминает всем застрахованным лицам – даже в случае неправомерного перевода ваших пенсионных накоплений в НПФ они не пропадают. Эти средства по-прежнему находятся на вашем индивидуальном лицевом счете в системе обязательного пенсионного страхования», – отметили в пресс-службе.