Постановления, касающиеся ареста Анатолия Быкова, признаны незаконными. Президиум Верховного суда принял соответствующее решение на основании решения Европейского суда по правам человека.
Президиум Верховного суда признал незаконными ряд постановлений, касающихся меры пресечения в виде ареста для экс-главы Красноярского алюминиевого завода Анатолия Быкова, приговоренного за организацию убийства предпринимателя Павла Струганова.
Таким образом, было удовлетворено представление председателя Верховного суда Вячеслава Лебедева, передает «Интерфакс». Постановления, касающиеся меры пресечения для Анатолия Быкова пришлось отменить, в связи со вновь открывшимися обстоятельствами. В частности, решением Европейского суда по правам человека, который назначил ему компенсацию в размере 26 тыс. евро, усмотрев в действиях России нарушение европейской конвенции, допущенных в отношении Быкова.
В марте прошлого года Европейский суд по правам человека удовлетворил жалобу Анатолия Быкова, ранее осужденного за организацию приготовления убийства предпринимателя Вилора (Павла) Струганова, известного по кличке Паша-Цветомузыка. Суд назначил Быкову компенсацию в размере 26 тыс. евро: 25 тыс. за судебные издержки, 1 тыс. евро - за причинение морального вреда. Суд посчитал, что было нарушено право Анатолия Быкова на свободу и личную безопасность, законное содержание под стражей лица, подозреваемого в совершении правонарушения и право на уважение частной и семейной жизни.
В июне 2002 года Мещанский суд Москвы признал АнатолияБыкова виновным в организации покушения на убийство Павла Струганова и приговорил его к 6,5 годам лишения свободы условно. Мосгорсуд и президиум Мосгорсуда оставили этот приговор в силе.
Рассмотрев жалобу Быкова с просьбой отменить обвинительный приговор и прекратить дело из-за отсутствия события преступления, судебная коллегия по уголовным делам ВС, не нашла оснований для отмены приговора. Срок наказания остался в силе. Но суд расценил действия Быкова не как организацию покушения на убийство, а как организацию приготовления убийства.
Правоохранительные органы инсценировали убийство 38-летнего Павла Струганова 29 сентября 2000 года в Москве на Кутузовском проспекте. У прокуратуры были признательные показания знакомого Александра Василенко, знакомого Быкова. Василенко утверждал, что Быков поручил ему убить Струганова. Впоследствии Василенко от своих показаний отказался. Но это не повлияло на решение Мещанского суда, который решил, что Быков, давая Василенко указание убить Струганова, руководствовался личной неприязнью. В приговоре говорится, что неприязненное отношение Быкова к Струганову усилилось после того, как он в 1999 году, находясь в заключении в Венгрии, получил от Струганова письмо с предложением о продаже принадлежавших ему 28% акций Красноярского алюминиевого завода. С аналогичным предложением Струганов обращался и к гражданской жене Быкова, что вызвало у последнего резко негативную реакцию.
По мнению суда, Анатолий Быков боялся, что Струганов начнет деятельность, противоречащую его интересам, и поручил Василенко убить Струганова. Суд отметил, что Быков не смог довести убийство Струганова до конца по не зависевшим от него обстоятельствам - 18 сентября 2000 года Василенко пришел с повинной в органы.
Павла Струганова признали виновным в «подстрекательстве к совершению приготовления и умышленном убийстве по найму, которое не было доведено до конца по независящим от подсудимого причинам» и в терроризме. Струганову вменяется в вину подготовка двух взрывов у здания школы, прогремевших накануне выборов в законодательное собрание Красноярского края, а также организация взрыва автомобиля, совершенного с целью убийства его владельца. Красноярский краевой суд приговорил его к девяти годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима.