Закон об органическом сельском хозяйстве, появления которого ждали уже больше десяти лет, впервые внесен в правительство.
В ближайшие дни решится вопрос либо о внесении закона в ГД ФС РФ, либо отправке его на доработку. Органическое сельское хозяйство – такое направление сельского хозяйства, в котором не используются пестициды, гербициды, химические удобрения, пропагандируется бережное отношение к природе – вот уже несколько десятилетий активно развивается во всем мире. В России до сих пор нет законодательной базы в сфере органической сельскохозяйственной продукции. Нет ни официального понятия «органическая продукция», ни стандартов ее производства, ни утвержденной системы ее сертификации и маркировки. И, хотя и существуют отечественные производители органики, сертифицированные в соответствии с законом, например, европейского союза об органическом производстве продуктов, получается, что в России рынок органического земледелия развивается в условиях правового вакуума, и практически любой производитель может своевольно и безнаказанно назвать свой товар «органическим». По сути, это вопрос исключительно честности производителя. Такое положение дел сильно тормозит развитие отрасли. Решить проблему может принятие закона, который дал бы правильный импульс развитию этого направления в России. Закон об органическом земледелии вяло разрабатывался с 2002 года. В 2013 году началось его активное обсуждение рабочей группой, в которую входили реальные игроки рынка, представители различных объединений производителей органики. Теперь же настал ключевой момент – закон внесен в правительство. Законом именно в таком виде довольны не все участники рынка. Например, по мнению руководителя группы компаний «Аривера», члена правления Национального органического союза Ильи Калеткина, в таком виде данный закон не будет способствовать развитию отрасли в правильном направлении. О том, как он видит данную ситуацию, Илья Калеткин рассказал корреспонденту Infox.ru.В разработке законопроекта принимала участие рабочая группа, в которую входили представители Национальных органических союзов, представители компаний, которые занимаются производством биопродукции, представители Торгово-промышленной палаты, Общественной палаты, министерства сельского хозяйства, государственной думы. Учтены ли пожелания «органиков», входивших в состав рабочей группы, в том варианте законопроекта, который недавно поступил в правительство? - Проект Федерального закона «О производстве органической продукции» активно обсуждался участниками рынка. В августе 2013 года была создана рабочая группа. Версий законопроекта и до этого было много, некоторые из них размещались, в том числе, на едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов regulation.gov.ru. Рабочая группа обсуждала все варианты законопроекта, от участников рынка было очень много предложений по кардинальной доработке финального текста. Обсуждение шло активно, ведь, безусловно, участники рынка органики заинтересованы в том, чтобы закон был принят правильно, чтобы он работал на развитие отрасли. Но почему-то, как только рабочая группа перешла от общих рассуждений к обсуждению конкретных положений, когда мы внесли свои предложения к конкретным пунктам законопроекта, именно в этот момент рабочую группу, которая формально была создана при Комитете по аграрным вопросам Государственной Думы, просто перестали собирать. Последнее собрание рабочей группы прошло в ноябре прошлого года.Получается, что на последнем заседании рабочей группы решения о том, что законопроект готов для внесения в Госдуму, не было принято?-Совершенно верно. Такого решения не было. Сейчас некоторые участники процесса говорят, что переживать не надо, что законопроект будет доработан, что многие положения будут скорректированы в подзаконных актах. Но ключевой момент состоит как раз в том, и мы настаивали на этом на заседаниях рабочей группы, чтобы закон не носил исключительно декларативного характера. Сейчас, к сожалению, проект закона выглядит именно так. Не исключено, что к лоббированию внесенного в Правительство варианта закона, когда он может трактоваться очень широко, приложило руку индустриальное сельское хозяйство, в том числе и корпорации, которые занимаются производством сельскохозяйственной химии.Илья Олегович, тогда какие у Вас основные замечания к тому варианту закона, который в настоящее время поступил в правительство?-Замечания сложно делить на «основные» и «второстепенные». Любая прописанная норма влечет за собой те или иные юридические последствия. Тем не менее, вот один простой пример: законопроектом как одним из условий отнесения компании к производителям органической продукции предусмотрено внесение компании в некий государственный реестр, который будет вести Минсельхоз. Это представляется явно избыточным административным барьером и фактическим вмешательством государства в область добровольной сертификации органических производителей. За исключением, возможно, ситуации, при которой производители органики пользовались бы какими-нибудь преференциями со стороны государства. Но сегодня консолидированное мнение уже занимающихся органическим земледелием компаний и фермеров таково: мы не просим для себя никаких особых, в сравнении с любыми другими сельхозпроизводителями, преференций, субсидий или дотаций. По-моему, любой лишний административный барьер совершенно недопустим и потенциально может лишь способствовать коррупции. Единственным критерием принадлежности организации или крестьянско-фермерского хозяйства к рынку органической продукции является наличие сертификата одной из общепризнанных систем сертификации на соответствие органическим стандартам. В понимании широкого круга российских производителей органических продуктов, это должны быть стандарты, которые входят в так называемую семью стандартов IFOAM (Международная федерация движения органического земледелия). А, главное, повторюсь, законопроект носит общий, декларативный характер. Он практически обо всем и ни о чем одновременно. Диапазон трактовки его положений - очень широк. По моему мнению, необходимо было настроиться на кропотливую работу, не следовало спешить с написанием проекта, «устраивающего всех», не стоило подгонять процесс его внесения в Правительство, основываясь на ранее утвержденных чиновниками сроках. Надо было проявить волю и терпение, прислушаться к мнению участников рынка — производителей и потребителей органических продуктов, сделать их реальными, а не «декоративными» участниками законотворческого процесса. На заседаниях рабочей группы мы предлагали вначале утвердить общую топологию законодательства об органике, включающую в себя все планируемые нормативно-правовые акты, конкретизирующие важнейшие аспекты законопроекта, в частности раздел о сертификационных компаниях, аккредитованных в надзорных органах. Работа над этим сводом документов должна была проводиться комплексно и системно. Причем, участники рынка готовы были добровольно, на общественных началах потратить на этот творческий и интеллектуальный процесс столько времени, сколько необходимо.По Вашему мнению, как закон в таком виде повлияет на развитие отрасли органического сельского хозяйства в России?-В таком виде закон, в лучшем случае, ситуацию не изменит, а, скорее, он не будет способствовать эффективному развитию отрасли. Тем не менее, я уверен, что рано или поздно нормативно-правовое регулирование рынка органической продукции станет оптимальным и достаточным, но зачем же терять время сейчас? Органическое земледелие в России развивается, и это развитие остановить невозможно. Органическое сельское хозяйство – это не просто производство сельхозпродукции, это - деятельность, основанная на мировоззрении, включающем в себя социально ответственный бизнес, заботу об окружающей среде, содействие сохранению естественного природного биоценоза на территории ведения сельхозпроизводства, гуманное отношение к домашним животным, понимание необходимости гармоничного сосуществования человека с дикой природой. Предприниматели, практикующие органический способ производства, добровольно накладывают на свои компании серьезные ограничения, прописанные в стандартах - внутреннем своде правил сообщества. Важно то, что производство биопродуктов в России потенциально является чрезвычайно перспективной точкой роста экономического развития. У нашей страны здесь колоссальный потенциал – это и площадь пахотных черноземов и наличие как залежных земель, так и не загрязненных еще пока территорий с безупречной экологией, других природных ресурсов. Необходимо лишь дать правильный импульс развитию органического земледелия. Во многих странах мира нормативно-правовое регулирование органического производства эффективно действует и ежегодно совершенствуется. И Россия непременно должна быть участницей глобального тренда, но, похоже, мы уходим от него в сторону. Вызывает сожаление, что есть чиновники, которые решили, что они лучше самих участников рынка знают, какая система правил, стандартов и контроля нужна молодой отрасли органического производства в России. Но нет никакой уверенности, что эта система правил позволит российскому потребителю иметь стопроцентную гарантию, что, если на полке магазина он увидит продукт с маркировкой «органик», он действительно получит органический продукт. Увы, с такой проработкой законопроекта наши шансы занять в ближайшей перспективе достойное место на общемировом рынке органических продуктов невысоки.