Розничные цены на бензин в России снижаются. Нефтяники услышали пожелание Владимира Путина. Однако, по мнению экспертов, снижение это носит временный характер и правительству пора задуматься о новых механизмах регулирования цен на нефтепродукты.
После резкого скачка цен на бензин и дизельное топливо, произошедшего в начале года, в феврале цены пошли вниз. Так, по данным информационно-аналитического центра «Кортес», бензин марки "Нормаль-80" на АЗС подешевел в среднем на 0,53 руб./л, "Регуляр-92" - на 0,97 руб./л и "Премиум-95" - на 0,79 руб./л. Средняя по России цена АЗС на дизельное топливо за тот же период снизилась на 1,90 руб./л. «Российская газета» приводит в качестве примера сеть заправок ТНК-ВР, розничные цены которой сегодня составляют: на бензин марки А-92 от 22,4 рубля до 24,50 рубля, на бензин марки А-95 от 24,20 рубля до 26,50 рубля. Всего же, согласно подсчетам независимых экспертов, в феврале компания снизила розничные цены на зимнее дизельное топливо в среднем на 1,6 – 1,8 рубля на литр, а розничные цены на бензин Аи-92 и Аи-95 - в среднем на 1 рубль.
Причиной нынешнего снижения цен на топливо стали не экономические причины, а заявление премьер-министра Владимира Путина в ходе состоявшегося 9 февраля совещания по результатам работы ТЭК в 2010 году. "Даю поручение ФАС незамедлительно начинать антимонопольные расследования по любым фактам необоснованного завышения цен на топливо", - заявил тогда премьер.
Эксперты обращают внимание, что при снижении розничных цен оптовые остаются практически неизменными. Если бензин на АЗС с 7 по 18 февраля 2011 г. подешевели на 3-4% в среднем по России, а дизельное топливо - на 7,4%, то средняя по стране мелкооптовая цена бензина марки "Регуляр-92" снизилась лишь на 0,9%, "Премиум-95" - на 0,6% и ДТ зимнего - на 5,5%. Естественно, что такой разрыв оптовых и розничных цен делает ситуацию нестабильной. Также не располагает к снижению внутренних цен и дорожающая на мировых рынках нефть. «Мировые процессы приводят к тому, что цена нефти не снижается, соответственно, и объективных причин для дальнейшего снижение цены на нефтепродукты нет», - отмечает директор Русского топливного агентства Сергей Цукасов в интервью газете «Известия».
По мнению президент Союза нефтегазопромышленников Геннадия Шмаля, стоимость бензина сегодня становится все больше социальной проблемой, поскольку для большинства россиян машина давно уже стала не роскошью, а средством заработка. «Если взять среднестатистическую российскую семью из 4-х человек со средним доходом 17 тысяч рублей в месяц, то, если в этой семье есть машина, мы увидим, что около 10% семейного бюджета тратится на бензин. Разве это возможно? На мой взгляд, здесь нужна четкая линия государства», - отмечает Геннадий Шмаль. Однако в обозримом будущем тенденция к снижению цен вряд ли сохранится, напротив, принятые правительством решения приведут к росту цен. «У нас приняты изменения в Налоговый Кодекс, которые устанавливают индексацию и увеличение акцизов ежегодно в течение нескольких лет. В 2011 году к акцизам добавляют еще 1 рубль за литр. Плюс на акциз накручивается НДС. Это приводит к тому, что у нас в этом году на 2 тысячи рублей за тонну увеличилась нагрузка на бензин и дизтопливо. И увеличение будет еще в 2012 и 2013 годах. Поэтому неизбежно цены будут расти», - прогнозирует президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша.
Растущую налоговую нагрузку на нефтяную отрасль отметил и премьер-министр. «Скажем, в Штатах совокупное налогообложение на нефтянку процентов 15 примерно, у нас – 50 с лишним. Отсюда мы берем доходы в бюджет и финансируем социальные программа, программы, связанные с оборонкой и т.д.», - заявил Владимир Путин в ходе традиционной телеконференции с россиянами в прошлом году.
Другой фактор, оказывающий влияние на ценообразование на топливо внутри страны – цены на мировых рынках. «Сейчас действительно можно говорить о снижении цен на бензин, но не будем забывать, что наш рынок – это сообщающиеся сосуды с западным рынком, - рассуждает Сергей Цукасов. – И нефтяные котировки имеют тенденцию к повышению, но уж никак не к снижению. Соответственно и у нас нет никакого тренда к снижению, особенно, учитывая разницу между нашим рынком и зарубежными на транспортное плечо, на акциз, на тарифы, на экспортную пошлину». Все дело в том, что для внутреннего рынка в России используют котировки мировых бирж. «К сожалению, внутри страны мы не котируем нефть, а берем ту котировку, которые есть на мировых сырьевых биржах. Хотя и у себя внутри мы могли бы развивать биржевую торговлю – этот тот инструмент, который позволил бы ориентироваться в ценообразовании», - считает Геннадий Шмаль.
Таким образом, возникает очевидное противоречие, когда от нефтяной отрасли ожидают все больших поступлений в госбюджет, с другой – снижения цен на топливо. Не стоит забывать и о том, что нефтяные компании, помимо бюджетных отчислений самостоятельно финансируют социальные программы или финансово участвуют в развитии регионов присутствия. "ТНК-ВР ежегодно инвестирует миллиарды рублей в развитие регионов, где работает компания, а это и Сибирь, и Оренбург, и Центральная Россия", - отмечают в руководстве компании. - Для ТНК-ВР социальная ответственность – не только своевременная выплата всех налогов в федеральный и региональный бюджеты, а это огромные суммы, но и помощь социально-незащищенным жителям территорий, где работают наши подразделения. Только за 2010 год социальные инвестиции компании превысили 1,4 млрд рублей».