После прошлогоднего рекордного падения уровень потребительской уверенности россиян демонстрирует устойчивый рост. Больше граждан стали верить в улучшение экономической ситуации в личном плане и в целом по стране, однако более половины из них по-прежнему не готовы пойти на крупные покупки или сбережения.
Уровень потребительской уверенности населения России, который в первом квартале 2009 года упал до минимальных за десятилетие значений, показывает устойчивый рост. Как показало исследование Росстата, в первом квартале 2010 года позитивная динамика потребительских ожиданий населения укрепилась.
«Индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, в первом квартале 2010 года по сравнению с четвертым кварталом 2009 года поднялся на десять процентных пунктов и составил -10%», -- говорится в сообщении Росстата. В первом квартале 2009 года он рухнул до -35%, после чего во втором--четвертом кварталах начал постепенно восстанавливаться.
Так, уровень ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу достиг положительной отметки и составил +1%, что на шесть процентных пунктов выше уровня четвертого квартала. На возможные положительные изменения в экономике указали 25% опрошенных против 21% в четвертом квартале, снизилось число респондентов, ожидающих, что изменения в экономике страны в ближайший год будут носить негативный характер (21% против 25%).
Уровень ожиданий изменений в личном материальном положении составил -4%. 14% опрошенных заявили, что ожидают улучшения своего материального положения в течение ближайших 12 месяцев, другие 17% прогнозируют его ухудшение. Оставшиеся 56% респондентов заявили, что их материальное положение в ближайший год не изменится.
Условия для крупных покупок, по мнению россиян, также стали более благоприятными: соответствующий индекс вырос на четыре процентных пункта, до -30%. Индекс благоприятности условий для сбережений составил -46%, повысившись на пять процентных пунктов. В большинстве случаев (29,9%) россияне готовы копить на лечение, в 25,3% -- на приобретение недвижимости, в 16,5% -- на благоустройство жилья, покупку автомобиля или отдых. При этом более половины (51%) опрошенных по-прежнему считают, что условия для крупных покупок и сбережений пока неподходящие.