Одной из причин роста числа погибших под колесами электропоездов в Подмосковье стало повышение цен, считают в транспортной прокуратуре. Подорожание ведет к увеличению числа безбилетников. «Зайцы» выходят со станции по путям, пренебрегая правилами безопасности. Нередко это приводит к летальному исходу.
Рост тарифов на железнодорожные перевозки стал одной из причин роста числа погибших под колесами поездов в московском регионе. Об этом, как передает «Интерфакс», заявил глава московского межрегионального следственного управления на транспорте СКП Сергей Забатурин на пресс-конференции в Москве.
«Следует отметить взаимосвязь повышения тарифов на железнодорожные перевозки и увеличения числа «зайцев», которые не соблюдают элементарные правила безопасности», -- отметил Забатурин.
Он подчеркнул, что статистика в сфере безопасности пассажиров на железнодорожном транспорте самая удручающая. По его данным, в 2009 году на объектах Московской и Восточной железных дорог погибли порядка 3 тыс. человек.
Кроме того, в 2009 году в три раза по сравнению с предыдущим возросло число дел, возбужденных по фактам нарушений правил безопасности на железнодорожном транспорте.
Чехарда с тарифами
В январе 2010 года на пригородных направлениях РЖД без предупреждения была введена новая система оплаты. Пассажирам нужно было заплатить 16,5 рубля за тарифную зону (10 км) и прибавить за пересечение с Москвой еще 26 рублей. В итоге билеты подорожали втрое. Для сравнения: в 2009 году одна зона проезда стоила 14 рублей вне зависимости от пересечения границы Москвы и Подмосковья. Повышение тарифов вызвало недовольство населения, на железной дороге резко возросло число «зайцев». Многие пассажиры открыто признавались в блогах, что не будут оплачивать проезд из принципа.
Под давлением общественности власти 6 февраля вернули старую систему оплаты. Цена билета на проезд из Подмосковья в столицу и обратно теперь вновь зависит только от дальности поездки при тарифе за зону 16,5 рубля. Одна поездка на электричке между станциями, расположенными в черте Москвы, стоит 26 рублей.
В РЖД ответственность за троекратное подорожание сначала возложили на власти, правда, позднее объяснили неразбериху с тарифами «технической накладкой». Всего от нововведения пострадали около 3 млн пассажиров.
«Заячьи» тропы
Безбилетники в подмосковных электричках были и до кризиса, но с 2008 года их число заметно возросло. К тем, кто и раньше ездил «зайцем», добавились те, кому стало нечем платить за проезд из-за сокращения зарплат и одновременного роста тарифов ЖКХ и транспорта.
В РЖД сетуют на изношенность составов и убыточность пассажирских перевозок. Именно это заставляет повышать цены, даже несмотря на то, что качество услуг не меняется годами. К примеру, пассажиры не всегда могут купить билет на станции, не опоздав на электричку. Кроме того, с конца 2008 года резко сократились грузовые перевозки, за счет которых дотировали пассажирские, что также отразилось на цене.
Однако ни контролеры, ни охранники с турникетами не могут устоять под напором «зайцев». На ряде направлений более половины вагона -- безбилетники. Почти на каждой станции есть своя лазейка -- «заячья тропа». Так, на станции Петровско-Разумовская «зайцы» прыгают с высокого забора с заостренными решетками. Решетчатый забор высотой с трехэтажку есть на Белорусском вокзале. На Савеловском вокзале безбилетники несколько метров идут по путям. По путям, рискуя жизнью, ходят «зайцы» на станции Лосиноостровская и на Ярославском вокзале.
3 марта этого года в районе платформы Выхино на юго-востоке Москвы погиб мужчина, попавший под электричку. Перебегая железнодорожные пути на перегоне Выхино--Плющево, он попал под поезд. Ему отрезало ногу. Он скончался на месте от полученных травм.