Структура потребления алкоголя среди россиян постепенно видоизменяется: все большую долю в «алкогольном меню» отвоевывают слабоалкогольные напитки -- вино и пиво, а водка, хотя и остается самым популярным алкогольным напитком среди населения, теряет позиции.
Виноградное вино и пиво постепенно заменяют крепкие спиртные напитки в «алкогольном меню» россиян, передает «Интерфакс».
Водки произвели меньше
Как сообщили в Центре разработки национальной алкогольной политики, потребление крепких спиртных напитков, кроме коньяка, в январе--июле этого года в России снизилось по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Так, за семь месяцев в пересчете на этиловый спирт россияне выпили 13,7 млн декалитров (дал) водки и ликероводочных изделий, что на 5,2% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Потребление плодовых вин снизилось на 8% -- до 0,9 млн дал.
В то же время виноградного вина было выпито 7,3 млн дал, что на 1,2% больше, чем за семь месяцев прошлого года, а пива -- 103,2 млн дал (на 2,1% больше).
Потребление коньяка и коньячных напитков составило 0,9 млн дал, что на 3% больше, чем за соответствующий период прошлого года.
Общий объем потребления алкоголя в январе--июле 2009 года снизился на 1,7% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Тем не менее доля водки и ликероводочных изделий по-прежнему остается самой большой в общем объеме потребления -- 44,5%. Доля пива выросла до 41,8%, виноградных вин – до 7,1%, а коньяка – до 2,9%.
По данным Росстата, за семь месяцев этого года Россия произвела 56,5 млн дал водки и ликероводочных изделий, что на 15,7% меньше, чем за соответствующий период прошлого года.
Россияне против алкоголизма
Между тем заявленная президентом Дмитрием Медведевым кампания по борьбе с алкоголизмом нашла отклик среди населения. Согласно результатам недавнего опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения, большинство россиян поддерживают идею проведения «антиалкогольного» комплекса мер.
66% опрошенных заявили, что им известно об инициативе президента, причем чем старше респонденты, тем большую осведомленность они демонстрируют. 32% заявили, что слышат о предложении Медведева впервые.
В поддержку новой кампании высказались 65% респондентов, 25% сообщили, что не поддерживают подобные действия властей. Более одобрительно к борьбе с алкоголизмом относятся женщины (71%), а вот среди мужчин сторонников инициативы Медведева несколько меньше (57%).
Самыми действенными мерами россияне считают запрет на продажу алкоголя молодежи до 21 года (поддерживают 63%), запрет рекламы любого вида алкоголя, в том числе и слабоалкогольных напитков (57%) и пропаганду здорового, трезвого образа жизни (47%).
Лишь каждый десятый респондент ВЦИОМ высказался за введение «сухого закона», то есть полного запрета на производство и продажу спиртных напитков. Наконец, 3% россиян считают, что государство не должно вмешиваться в сферу потребления алкоголя.