Давление объединившихся миноритариев Nemiroff на украинских производителей стеклотары привело к остановке работы единственного производителя оригинальной продукции под брендом Nemiroff. По мнению экспертов, цель очередного витка атаки – обанкротить украинское предприятие и легализировать водку, разливаемую на чужих мощностях в Башкирии.
Как пишет издание Полит.ру, корпоративный конфликт, начавшийся в компании Nemiroff два с половиной года назад с атаки на основной завод компании на Украине объединившимися миноритарными акционерами, получил новое развитие. После силового захвата российского представительства «Торговый дом «Nemiroff» и неоднократных попыток блокирования хозяйственной деятельности ДП «УВК «Nemiroff», контролирующего производство и экспорт, началось оказание давления на деловых партнеров основного предприятия. Характер действий миноритариев оценивается участниками рынка как рейдерский.
Одним из ключевых объектов притязаний объединившихся миноритариев являются права на использование интеллектуальной собственности компании и главным образом – ее торговых марок и промышленных образцов. «РИА Новости» сообщает, что, по словам представителей Грибова и Кипиша, «в феврале 2012 года все поставщики были уведомлены о незаконности поставок в адрес УВК «Nemiroff», поскольку лицензионный договор с последней был расторгнут».
Илларион Томаров, главный юрисконсульт по интеллектуальным правам ДП УВК «Nemiroff», поясняет: «ДП «УВК «Nemiroff», согласно пролонгированному лицензионному договору с материнской компанией Nemiroff Holdings Ltd (NHL), владеет лицензией на их использование до 31 января 2014 года. Лицензионный договор может прекратить свое действие лишь в том случае, если одна из сторон письменно уведомит другую о своих возражениях против продления за полгода до истечения срока действия. Лицензионный договор между NHL и ДП «УВК «Nemiroff» автоматически пролонгируется до 31 января 2015 года, поскольку наша компания никаких письменных извещений о расторжении либо возражений против пролонгации договора не получала».
Объединившиеся миноритарные акционеры ссылаются еще и на то, что якобы без разрешения лихтенштейнской компании NIPE, которая также является правообладателем интеллектуальной собственности компании, производители комплектующих не имеют права выполнять заказы УВК «Nemiroff». Яков Грибов, один из акционеров компании Nemiroff, заявил в РБК daily следующее: «21 августа Киевский апелляционный суд запретил ДП «УВК Nemiroff» производство продукции под торговой маркой Nemiroff до получения разрешения от NIPE».
«Мы не располагаем ни одним вступившим в действием судебным решением, в котором речь шла бы о запрете ДП УВК "Nemiroff" производить продукцию с использованием товарных знаков без разрешения NIPE. УВК обладает исключительными правами на ряд патентов на промышленные образцы, которые охраняют внешний вид продукции ТМ Nemiroff. Следовательно, никаких оснований оспаривать законность производства продукции ТМ Nemiroff компанией ДП «УВК «Nemiroff» не существует», – парирует Илларион Томаров.
Таким образом, не имея веских аргументов против своего основного оппонента, компания «Немиров Водка Рус» («НВР»), а также аналогичная компания на Украине «ЛВН Трейдинг», которая также была зарегистрирована на частное лицо и правомочность хозяйственной деятельности которой также рассматривается в судах, избрали иной тактический ход – давление (в т.ч. юридическое) на партнеров УВК.
Мишенью очередной атаки стали крупнейшие украинские поставщики стеклотары, с которыми УВК «Nemiroff» сотрудничает со дня своего создания. Против них почти одновременно были поданы похожие исковые заявления. «С юридической точки зрения аргументация и доказательства в этих исках практически отсутствуют», – указывает Илларион Томаров.
По его словам, поставщикам стеклотары предъявляются нарушения прав интеллектуальной собственности в части использования торговых марок Nemiroff согласно лицензионному договору между Nemiroff Holdings Ltd (NHL) и ДП «УВК «Nemiroff». Он подтверждает, что стеклозаводы, сотрудничающие с УВК «Nemiroff», имеют все необходимые законные основания для производства тары по заказу ДП УВК на основании действующего лицензионного договора между NHL и ДП «УВК «Nemiroff».
Чтобы прояснить суть судебных исков, получить юридические консультации и сформировать свою правовую позицию, украинские производители стеклотары вынуждены были приостановить поставки по контрактам с ДП «УВК «Nemiroff». УВК в качестве третьего лица принимает непосредственное участие в каждом из исков против поставщиков. В то же время истец (лихтенштейнская компания NIPE) сознательно затягивает судебные разбирательства и не выполняет требования судов представить доказательства допущенных нарушений, обоснованные расчеты упущенной выгоды и другие предписания судов.
Предъявляя иски стекольщикам в интересах «ЛВН Трейдинг», объединившиеся миноритарии пытаются вынудить производителей стеклотары отказаться от сотрудничества с ДП «УВК «Nemiroff» с целью замещения производства продукции, изготовленной на украинских заводах, импортом из Башкирии. «Эта ситуация, аналогична силовому захвату и остановке работы завода в 2011 г. во время рейдерской атаки, инициированной объединившимися миноритарными акционерами. Неудачный «блицкриг», растянувшийся на 2,5 года, вылился в более изощренные методы противостояния. Цель давления на наших партнеров и поставщиков – противозаконное блокирование хозяйственной деятельности ДП «УВК «Nemiroff» и ее банкротство», – объясняет председатель Совета директоров компании Nemiroff Александр Глусь,.
Нужно отметить, что международные суды запретили акционерам Nemiroff любые попытки эскалации корпоративного конфликта. В частности, на компанию распространяются обеспечительные меры суда г. Никосии (Кипр), согласно которым никто из владельцев не имеет законных оснований для изменений существующей организационной и управленческой структуры, включая уставные документы, состав топ-менеджмента и т.д. Однако компания «Немиров Водка Рус» («НВР»), созданная объединившимися миноритариями вопреки обеспечительным мерам в качестве альтернативы легитимному представительству УВК в России, игнорирует все ограничения, реализуя, как полагают эксперты, план по захвату активов ДП «УВК «Nemiroff».
На сегодня остается много вопросов относительно законности деятельности объединившихся миноритарных акционеров на российском водочном рынке. Один из самых важных – создание «Немирофф Водка Рус», легитимность которого сейчас рассматривается в судебном порядке. Поэтому и регистрация «НВР», и ее хозяйственная деятельность могут быть в любой момент признаны незаконными.
Важно то, что продукция, которую реализует компания «НВР» под ТМ Nemiroff в России, выпускается без соблюдения оригинальных авторских рецептур и стандартов системы качества основной компании ДП «УВК «Nemiroff». Ни один технолог основного предприятия в Украине не был привлечен к запуску производственных процессов на боттлерских мощностях в Башкирии. Между тем, начиная с 2008 г., на производственной базе Ярославского ЛВЗ УВК «Nemiroff» уже был реализован проект по запуску розлива водок ассортимента международного бренда с внедрением международных систем контроля качества под руководством технологов УВК «Nemiroff». Однако на данный момент этот проект заморожен, так что возникает вопрос, можно ли считать водки башкирского розлива без авторских рецептур, фирменных ноу-хау и соответствующего контроля качества, которые предлагаются российскому потребителю, оригинальной продукцией «Nemiroff».
В ДП «УВК «Nemiroff» очередную манипулятивную схему с применением давления на производителей стеклотары считают рейдерской, а ее шансы на реализацию оценивают как нулевые. «В ближайшее время мы восстановим законную производственную деятельность украинского предприятия. И планируем к концу сентября обеспечить дистрибуторов запланированными объемами продукции. Nemiroff – надежный поставщик, при любых обстоятельствах выполняющий свои обязательства. Это неотъемлемая часть нашей корпоративной репутации», – комментирует происходящее Александр Глусь.
Справка
Конфликт между акционерами компании Nemiroff начался на Украине в апреле 2011 г. с силового захвата объединившимися миноритарными акционерами завода ДП «УВК «Nemiroff» и незаконного смещения с должности гендиректора генерального директора Аллы Глусь. За 1,5 месяца простоя бюджет Украины недополучил более 100 млн грн. ($ 12,23 млн по курсу ЦБ на 17.09.2013).
Летом 2011 года часть акционеров применило аналогичную схему в России по отношению к ООО «Торговый дом Немирофф» (г.Москва), где также незаконно был смещен с должности гендиректора Григорий Савинов.
Посягательства на украинские и российские активы компании Nemiroff были остановлены решениями международных и украинских судов. Обеспечительные меры суда г. Никосии (Кипр) запрещают акционерам Nemiroff совершать какие-либо попытки по изменению существующей организационной и управленческой структуры, включая изменения уставных документов, смену директоров компаний и т.д.
Алла Глусь на законных основаниях восстановлена в должности и продолжает исполнять свои служебные обязанности в качестве генерального директора ДП «УВК «Nemiroff», что подтверждается соответствующей записью в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц-предпринимателей. Московский Арбитражный суд признал нелегитимным протокол проведенного собрания участников российского представительства, на основании которого в июне 2011 года были прекращены полномочия гендиректора Григория Савинова, и восстановил его в должности.