Российский пассажирский авиалайнер, благодаря бдительности одной из пассажирок избежавший аварии, на самом деле спасли системы самодиагностики. Во всяком случае, так описывает ситуацию пресс-служба владельца самолета – компании «Трансаэро».
«При проведении обязательной проверки систем воздушного судна на точке запуска двигателей у экипажа рейса UN312 сработала сигнализация несинхронной работы предкрылков. Экипаж вызвал специалистов обслуживающей компании из аэропорта Бен-Гурион», - говорится в опубликованном недавно пресс-релизе авиакомпании. В ходе проверки состояния лайнера наземные службы и нашли технический дефект, при наличии которого самолет не может быть отправлен в рейс. Так что пассажиров распустили по домам, а лайнер отправился на ремонт.
Эта история совершенно не похожа на рассказ одной из пассажирок – дочери нью-йоркского раввина Мусси Вайнфельд, летевшей злополучным рейсом из Тель-Авива домой через Москву. По ее словам, самолет уже выруливал на взлетно-посадочную полосу, когда она обратила внимание на странные звуки, сопровождавшие работу двигателя. Кроме того, с крылом самолета происходило «что-то не то». Проявив бдительность, Вайнфельд рассказала о неполадках попутчикам и стюардессам.
«Решение об отстранении самолета от рейса принято не на основе полученной от нее информации, а в соответствии с результатами проведенной технической проверки самолета», - заверили в пресс-службе «Трансаэро».
Между тем эксперты не исключают, что пассажиры вполне могли заметить неполадки, возникшие в работе систем самолета. «В том, что проблемы, приведшие к несинхронному выпуску предкрылков, были восприняты как неисправность двигателя, нет ничего удивительного, - уверен глава аналитической службы АвиаПорт Олег Пантелеев. - Механизмы привода предкрылков расположены в крыле, а двигатели – под крылом, и обычному пассажиру сложно правильно диагностировать неисправности "на глаз", так как источники шума расположены поблизости».
В версии, обнародованной «Трансаэро», действительно имеется несколько странностей. Например, диагностика бортовых систем почему-то проводилась не во время стоянки, а непосредственно перед взлетом, когда пассажиры уже заняли свои места и лайнер выруливал на взлетно-посадочную полосу. Выходит, что или о неисправности к тому моменту известно не было, или представители компании осознано посадили пассажиров в неисправный лайнер. Если бы не бдительная дочь раввина, самолет мог отправиться в полет с критической неисправностью в своих механизмах.
Особенно пугает то обстоятельство, что проблема возникла с предкрылками - устройствами, необходимыми для взлета и посадки воздушного судна. А ведь известно, что как раз на взлет и посадку, по статистике, приходится наибольшее количество аварий. То есть лайнер был практически обречен.
Возможно, руководству «Трансаэро» стоит более внимательно относиться к процедурам проверки исправности и работоспособности своих самолетов? Или хотя бы ввести в штатное расписание должность «бдительного пассажира», который будет внимательно следить за происходящим с лайнером и в случае нужды поднимать тревогу.