Система тарифов на железнодорожные перевозки в России доходит до безумства, делая более выгодными дальние перевозки фурами и обеспечивая выживание РЖД за счет потребителя, заявил журналистам во вторник глава ФАС Игорь Артемьев.
«Это до безумства доходящая система. Тарифы, которые существуют, сделаны под то, чтобы большая монополия могла просто выживать. Все это происходит за счет потребителя, а сама монополия <...> не только не преуcпела, но мне кажется, что все эти программы, которые существуют (в РЖД), они пустые», – цитирует РИА Новости Артемьева.
По его словам, российские тарифы на железнодорожные перевозки в последние годы уже достигли самых высоких мировых значений. Логистика, напомнил Артемьев, закладывается в цену всех товаров, поэтому по сути железнодорожная монополия живет за счет потребителя.
Глава ФАС также привел пример с перевозками овощей, которые, по его словам, бизнесмены уже начинают возить в Новосибирск из Краснодарского края с помощью фур. Артемьев подчеркнул, что это вредит экологии, загружает автодороги и создает опасность.
«Даже такой пример должен сразу сказать всем, кто этим занимается, прежде всего тарифной службе: ну что вы делаете?» – сказал он.
Артемьев также обвинил РЖД в блокировании развития конкуренции на рынке железнодорожных перевозок и заявил, что в этом смысле она остается советской монополией и похожа на компанию «Газпром».
«Сама монополия остается типично советской монополией в своих абсолютно советских проявлениях, и это очень жаль», – заявил Артемьев. Он отметил, что некоторое время РЖД сотрудничали с антимонопольными органами и правительством в части дальнейших шагов по созданию конкуренции на рынке железнодорожных перевозок.
«Сейчас она все блокирует, она не сотрудничает, то есть примерно становится нашим вторым железнодорожным «Газпромом», который и не начинал никаких реформ», – сказал он.
Артемьев считает, что нужно придать «новое измерение» реформе железных дорог, которая не была бессмысленной, но еще не достигла цели. «Появление частных компаний-перевозчиков операторов – это все ценно», – отметил он. Однако сама монополия, по словам главы ФАС, не преуспевает. Для ее развития, считает он, надо принять специальные программы экономии по аналогии с теми, которые в 80-е годы проводила британский премьер Маргарет Тэтчер.
Существующее тарифное руководство РЖД – документ, где перечислены все тарифы железных дорог, Артемьев сравнил с «изодранным тришкиным кафтаном» и назвал документом, отражающим влияние различных лоббистских группировок на тарифы.
«Тришкин кафтан уже весь разодран, введение так называемых специальных исключительных тарифов то на одно, то на другое <...> Весь этот кафтан уже изодран до той степени, что там уже виден «тришка» со всех сторон в этом кафтане. Понимаете, это уже не документ, а просто изломанное, отражающее влияние разными лоббистскими группами на тарифы руководство, которое надо давно уже заменить новым и отказаться от этой исключительности», – заявил глава ФАС.