Национальный авиаперевозчик России ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» и Счетная палата продемонстрировали пример эффективного взаимодействия, направленного на поиск механизмов увеличения доступности авиатранспортных услуг для населения.
Напомним, что не так давно аудиторы Счетной палаты проверяли деятельность «Аэрофлота» за 2010 - 2011 годы и 9 месяцев 2012 года. В целом, был отмечены позитивные изменения за указанный период, а так же даны рекомендации по улучшению работы.
Менеджмент Аэрофлота со всей серьезностью отнесся к содержавшейся в представлении аудиторов критике. «По мнению руководства Аэрофлота, только оперативно реагируя на замечания, как контролирующих органов, так и рядовых пассажиров авиакомпании, можно сохранить лидирующие позиции на рынке, постоянно совершенствуя качество продукта. Конструктивные рекомендации Счетной палаты позволили руководству авиакомпании повысить качество управления, увеличить прозрачность и эффективность деятельности перевозчика», -- говорится в сообщении компании.
В частности, руководством Аэрофлота была разработана комплексная программа мероприятий в области тарифной политики, в том числе, по формированию низкобюджетных авиаперевозок. Соответствующие предложения направлены в федеральные органы исполнительной власти, регулирующие деятельность ОАО «Аэрофлот», т.к. для создания бюджетных авиакомпаний необходимо снять ряд законодательных ограничений.
В рамках предлагаемых мер руководство Аэрофлота также обратилось в Счетную палату с просьбой о проведении экспертизы проекта Федерального закона «О внесении изменений в статьи 56 и 108 Федерального закона от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации», в том числе касающихся снижения стоимости авиаперевозок.
«Руководство Аэрофлота рассматривает перспективы сотрудничества со Счетной палатой РФ не только с точки зрения совершенствования бизнеса перевозчика. Это взаимодействие направлено на поиск путей реального снижения стоимости авиаперевозок, а значит способно обеспечить устойчивое развитие индустрии воздушного транспорта страны, рост мобильности населения, доступность российских регионов», -- говорится в сообщении компании.
Эксперты позитивно оценивают реакцию Аэрофлота.
«Аэрофлот – один из редких пример того, как компания не конфликтует с СП и даже не отчитывается перед ней, а сотрудничает с СП, извлекая из этого сотрудничества несомненную пользу», -- говорит Роман Гусаров.
Аэрофлот ведет работы по лоукост-перевозчику достаточно давно, отмечает Олег Пантелеев, главный редактор агентства «АвиаПорт», так что его заявление о создании низкобюджетного перевозчика является следствием серьезной работы, проведенной менеджментом на протяжении длительного времени. «Говорить о том, что конкретно с такого-то дня самолеты новой авиакомпании начнут возить пассажиров по бросовым ценам, не приходится, но тот комплекс мер, который в свое время был озвучен гендиректором «Аэрофлота» еще на встрече с Путиным, в целом совершенно однозначно указывает, что после их принятия в формате поправок к Воздушному кодексу и других нормативных актов у авиаперевозчиков появится возможность значительно сократить издержки по целому ряду статей, выключить вынуть из базового тарифа некоторые услуги, которые в него включены априори и которые нужны не всем пассажирам.», -- говорит эксперт.
Что касается возможности оперативной реакции самой авиакомпании на замечание о якобы высоких тарифах, то нужно понимать, что сама авиакомпания сегодня имеет ограниченные возможности по снижению своих собственных издержек, отмечает Пантелеев. «Авиационная индустрия, пережившая кризис 2008-2009 годов, имеет очень маленькое пространство для маневров, потому, что именно в этот период было сделано очень много для повышения внутренней эффективности, для снижения издержек», -- поясняет он.
Так, Аэрофлот заключает соглашения на поставку авиационного топлива, цена которого составляет львиную долю тарифа, непосредственно с производителями, отмечает Пантелеев. «Расчет цены на это авиатопливо ведется по специальной формуле, там существует привязка к ценам на международных биржах, и кроме того, система хэджирования рисков, которая применяется в Аэрофлоте, защищает компанию от значительного роста цен на авиатопливо, -- говорит он. – Но при этом, если цены на авиатопливо будут резко падать, то авиакомпания не сможет воспользоваться этими преимуществами -- это специфика инструмента хэджирования топливных рисков». Кроме того, часть билетов продается не на завтра, а с большим горизонтом, добавляет эксперт, поэтому часть билетов была продана по достаточно высоким ценам, когда топливо стоило достаточно много. «Все вместе эти факторы приводят к тому, что после снижения стоимости топлива в ряде аэропортов, не все авиакомпании получают реальную экономию, потому что многие из них работают по специальным ценам, которые не меняются сейчас, ну и, во-вторых, кто-то купил билеты еще задолго до повышения цен», -- резюмирует Пантелеев. Кроме того, в летний период, в сезон массовых отпусков, авиакомпании традиционно повышают цены -- отчасти для того, чтобы накопить средства для компенсации неизбежных убытков в низкий сезон, в ноябре или в марте.
Вообще, считает Пантелеев, говорить об эффективности работы менеджмента можно не по ценам на билеты, а по прибыльности компании. «Если компания прибыльна, при этом соблюдаются все требования по безопасности полетов, значит менеджмент эффективный, потому что он умеет убедить пассажиров, клиентов компании, что нужно платить высокую цену за перелет», -- заявляет эксперт.