Известный российский олигарх Виктор Вексельберг недавно выступил с громким заявлением, пообещав серьезно вложиться в российскую энергетику. Поверить в благие намерения бизнесмена удается с трудом, поскольку пока что его энергетические активы прибыли не демонстрируют, зато активно участвуют в сомнительных сделках. Об этом сегодня статья «Беспроводное соединение капиталов» в «Новой газете».
В принципе, платежеспособность Вексельберга сомнений ни у кого не вызывает. Только на последней продаже ТНК «Роснефти» его «Ренова» получит по меньшей мере 7 млрд. долларов из общей суммы сделки в 28 млрд. Столь солидные движения капитала не могут не вызывать интереса, поэтому к планам Вексельберга по дальнейшему распоряжению этой суммой эксперты рынка внимательно прислушивались.
Как оказалось, глава «Реновы» намерен всерьез заняться энергетическими проектами. На это он готов, по его собственным словам, потратить солидную часть доставшейся ему после продажи ТНК суммы. «Часть средств, которые мы получили от реализации сделки по ТНК-BP, мы, конечно же, направим на докапитализацию нашей компании КЭС, - заявил олигарх в интервью телеканалу «Россия 24». - Не готов называть сегодня конкретные цифры, но то, что порядка 15-20% будет направлено именно в энергетический сектор в совокупности, - это так».
Простой арифметический подсчет показывает, что в абсолютном выражении энергетические активы Вексельберга получат примерно полтора миллиарда долларов. Не так уж и много, если вспомнить о состоянии, в котором ныне пребывает принадлежащий предпринимателю «КЭС-холдинг», объединяющий его российские энергетические проекты.
В «КЭС-холдинг» входят и генерирующие предприятия, и оптовики и розничные продавцы электроэнергии, напоминает газета. На фоне роста спроса на электричество и регулярной индексации тарифов государством, можно было бы ожидать от всего холдинга успешной работы. Но цифры говорят о другом - в конце прошлого года аудиторы насчитали у холдинга 160 млрд. рублей долгов. В долларах это получится 5,2 млрд., то есть в три раза больше того, что Вексельберг собирается инвестировать.
На что же пойдут эти миллиарды? Финансировать материнскую, холдинговую компанию смысла явно нет, поскольку она операционной деятельности не ведет. А у отдельных ТГК, кроме Вексельберга, есть и другие крупные акционеры, которые, кстати, не слишком довольны предыдущими действиями партнера. Например, в ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания» (ТГК-7) более 20% акций принадлежит государственному «Интер РАО». Очевидно, что его интересы необходимо учитывать, но на практике это происходит не всегда.
В частности, представители «Интер РАО» были против заключения целой серии сделок, совершенных в прошлом году с ОАО «ЮНИС». Их совокупная сумма достигает порядка двух миллиардов рублей, намного превосходя чистый убыток компании, который составил по итогам 2012 года 91,505 млн. рублей. На что же тратились огромные средства, даже небольшой части экономии которых хватило бы для выхода всей ТГК-7 «в плюс»?
По информации «Новой газеты», речь идет об оплате транспортных расходов и аренды движимого и недвижимого имущества для своих филиалов в Самаре, Саратове, Ульяновске, Новокуйбышевске и Сызрани. Судить об острой необходимости таких бизнес-решений сложно, но вот что вызывает в этом сомнения: офис «ЮНИСа» зарегистрирован по тому же адресу, что и центральный офис самого «КЭС-холдинга». А основным видом деятельности в документах соседа значится «предоставление различных видов услуг». Так что не исключено, что на счетах «ЮНИС» может просто аккумулироваться часть средств, изымаемые из оборота энергоактивов «КЭС-холдинга» и которыми не надо делиться с другими акционерами.
Кто же поручится, что полтора миллиарда долларов, которые Вексельберг пообещал вложить в свои энергоактивы, со временем не окажутся на счетах таких вот «ЮНИСов»? А никто. Эксперты давно предупреждают, что интересы частного капитала в энергетике разительно отличаются от того, чем на протяжении многих лет там занималось государство. Быстрое извлечение прибыли — вот что интересует бизнесменов, а вовсе не социальные функции энергетики, развитие инфраструктуры или разработка новых технологий.
Показателен здесь пример другого частно-государственного партнерства — компании «Иркутскэнерго». По данным экономиста Никиты Кричевского, в последнее время совет директоров этой компании, контролируемый Олегом Дерипаской, одобрил ряд сделок с организациями, аффилированными с этим олигархом. Только на приобретение его металлургических активов было потрачено около 4 млрд. рублей, что вызвало бурные протесты государственного акционера - «Интер РАО». А ведь были еще и новые займы, и поручительства по кредитам за посторонние фирмы.
Как такая странная олигархическая активность отражается на конечных потребителях электроэнергии, то есть населении, понятно. Присутствие частного капитала ведет за собой повышение тарифов на электроэнергию и услуги ЖКХ. И это не может не волновать простых потребителей.
Так что перспективы развития крупнейшего российского энергохолдинга, находящегося под частным управлением, пока выглядят туманными, если не сказать большего.