В сегодняшнем номере «Независимой газеты» гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин рассуждает о том, что делать частному инвестору и куда он может пристроить свои кровно заработанные.
Выбор невелик: линейка государственных компаний вполне определена и участников можно пересчитать по пальцам. При этом с точки зрения фондового рынка более привлекательными традиционно являются щедрые на дивиденды частники, но только те, которым доверяют, – полностью прозрачные, желательно с участием иностранного капитала. Плюс желательно, чтобы это были бумаги ТЭКа – основы российской экономики. Ну а тут даже загибать пальцы не нужно – остановишься, едва начав подсчет.По мнению эксперта: «Единственным успешным примером создания крупного нефтяного СП в России является «ТНК-ВР Холдинг», который являет собой действительно во всех смыслах эффективную компанию с квалифицированным менеджментом, способным выстроить оптимальный производственный процесс, удовлетворить запросы клиентов на качественный продукт. И, как следствие, обеспечить получение хороших дивидендов всем своим акционерам на законных основаниях. Причем с момента основания компании выплаты производились максимально справедливо. Из этого проистекала и рассчитывалась ценность компании на внутреннем рынке, а также неизменно укреплялись ее международные позиции.» Так что неудивительно, что когда на рынке заговорили о вероятном приобретении «Роснефтью» (компанией с 75-процентным госучастием) доли в ТНК-ВР, инвесторы всерьез заволновались. Если под этой информацией есть фактическая основа, то понятно, что для реализации таких грандиозных планов (а капитализация ТНК-ВР в десятки миллиардов долларов не оставляет шансов на то, что эта сделка будет мелкой или даже средней) «Роснефти» потребуется привлекать значительные дополнительные средства на рынке, как она это делала ранее, приобретая активы, необходимые ей для выстраивания вертикально-интегрированной структуры.
Между тем, к примеру, в США основной моделью поведения «непродвинутого инвестора» (фермера из Айовы, домохозяйки из Бруклина, рабочего из Техаса) является самое простое - движение в фарватере «голубых фишек», отмечает он. Если рынок растет, такая стратегия приносит ощутимую прибыль, а возможные циклические падения курсов акций не являются глобальной проблемой при игре в долгую. Но важен и другой результат: 90% денег остаются работать в экономике страны, а национальные кампании имеют такую общественную поддержку, которой росийсскому бизнесу остается только завидовать.
Но, судя по оценке эксперта, такая ситуация в России еще настанет не скоро. Разница между компаниями с преимущественным госучастием и частными в России видна и в выплате дивидендов: частник платит хорошо и с самого начала, государственники предпочитают прибыль и бюджетные вливания пускать на развитие компании или выполнение каких-либо проектов.
Как полагает эксперт, сама идея внести часть госденег, и соответственно, госуправления, в кампанию, которая до сих пор была частной, не слишком правильна. Мухин намекает, что с приходом госуправленцев в Совет директоров и менеджмент ТНК-ВР неизбежно начнутся постановка и попытки выполнения каких-то далеких от бизнеса и оптимального извлечения прибыли задач.
«Особенного смысла действовать себе во вред, вкладывая значительные средства из бюджета в приобретение активов, принимая на себя повышенные риски на рынке, который в последнее время испытывает серьезную турбулентность в условиях грядущего падения цен на энергоносители, нет. – пишет издание. - Объяснить населению такого рода немотивированные траты, если существует проблема невыплаты и индексации пенсий, а также – иных социальных выплат, трудно: у граждан неизбежно возникают претензии к эффективности такого государственного аппарата».
Как отмечает издание, в России «не так много» стабильных компаний в сфере ТЭК, которые годны для инвестирования, но и «находятся в относительном отдалении от паники на рынках». «Зачем выбивать почву из-под ног той же ТНК-ВР, если это точно приведет к значительным потерям в смысле инвестиционной привлекательности отрасли, снизив ее рыночные показатели?», спрашивает эксперт. Государство пока ответа не дает.