Стали известны детали проекта по строительству газопровода из России в Южную Корею через территорию КНДР.
О том, что подписание контракта между «Газпромом» и Kogas по закупке Южной Кореей российского газа и строительству газопровода через территорию КНДР намечено на весну будущего года, «Коммерсанту» рассказал посол по особым поручениям МИД РФ Александр Тимонин, курирующий трехсторонние проекты Москвы, Пхеньяна и Сеула. По его словам, до конца года к работе над соглашениями приступят две рабочие группы, в рамках которых российская монополия будет вести по отдельности переговоры с КНДР и Южной Кореей. Стороны должны согласовать объемы поставок газа, сроки, формулу цены, а также точку передачи продукции южнокорейской стороне. «Только в этом случае поставки могут начаться в 2017 году», – заявил дипломат. Объем поставок составит 10-12 млрд кубометров в год.
Между тем уже сегодня стороны решили ряд принципиальных вопросов, которые были не урегулированы. Так, по словам собеседника издания, было определено, что строительством газопровода на территории КНДР (протяженность участка составит 700 км) будет заниматься исключительно «Газпром» с возможным привлечением северокорейской рабочей силы. Со стороны Южной Кореи трубу до границы с КНДР будет тянуть Kogas. Решено также, что весь газ будет поставляться исключительно в Южную Корею – никаких объемов для нужд КНДР не предусмотрено.
Кроме того, Москва получила политические гарантии от обоих корейских лидеров. По словам источника «Коммерсанта» в российском правительстве, в августе на встрече с лидером КНДР Ким Чен Иром президент Дмитрий Медведев получил заверения в том, что Пхеньян не будет нарушать транзит газа. А 2 ноября во время встречи в Санкт-Петербурге об окончательной готовности Сеула участвовать в проекте заявил и глава Южной Кореи Ли Мен Бак.
Вся стоимость проекта поставок российского газа в Южную Корею оценивается не менее чем в €7 млрд – столько же стоит недавно запущенный газопровод Nord Stream по дну Балтики. Однако, как поясняет Виталий Крюков из «ИФД-Капитала», проблема не столько в высокой стоимости проекта, сколько в том, что самую важную деталь ни российская, ни южнокорейская сторона до сих пор не прояснили: где именно будет забирать газ Южная Корея – либо на границе Россия-КНДР, либо на собственной границе с КНДР? От этого зависит то, какая из сторон в итоге возьмет на себя транзитные риски поставок газа, которые, несмотря на гарантии КНДР, все равно следует считать высокими, считает аналитик.