В следующем году коллекторы рассчитывают собрать с граждан 1 трлн рублей: помимо банковских долгов они нацелились на долги населения сотовым операторам и ЖКХ.
Хотя законодательная база под этим бизнесом остается зыбкой, такой большой куш прельщает новых крупных игроков, пишет «Коммерсант».
В ближайшее время истекает трехлетний срок исковой давности по большинству кредитов, ставших проблемными в острой фазе кризиса. И у банков остался единственный способ освободить балансы от просроченных кредитов – продать эти долгии коллекторам.
В частности, три крупнейших банка с госучастием – Сбербанк, ВТБ 24 и Банк Москвы – объявили о начале такой распродажи. Портфель одного Сбербанка и только по просрочкам малого и среднего бизнеса составляет примерно 30 млрд рублей. По данным ЦБ, это больше, чем все российские банки продали долгов коллекторам в первом полугодии 2011-го, а тогда продали долгов на 24,2 млрд рублей (в 1,7 раза больше, чем годом раньше).
Впрочем, банковские должники не единственный и даже не главный источник роста коллекторского бизнеса. В большей степени их аппетит разжигают злостные неплательщики за услуги ЖКХ и мобильную связь.
В мае этого года начальник отдела департамента ЖКХ Минрегиона России Евгения Сидельникова обнародовала оценки ведомства по задолженности граждан перед ЖКХ – 579 млрд руб. Это в два раза больше задолженности, накопившейся у должников банков. С точки зрения коллекторов, задолженность за услуги ЖКХ является наиболее трудной в работе, но они готовы за нее браться.