Оборонщики обвинили государство в слишком привилегированном по отношению к производителям положении. Впрочем, в бизнесе тоже далеко не все продумано. В Москве прошел ежегодный Саммит деловых кругов «Сильная Россия-2011».
"Саммит – это, прежде всего, дискуссия, – говорит президент торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин, – это не заседание правительства. Это возможность выбора нормального подхода к проблемам, создание хорошего ивестиционного климата в России, это рекомендации, с которыми потом будут работать. Наши предложения заключаются в том, чтобы создать благоприятные условия для инвестиционного бизнеса".
Главная тема саммита – развитие цивилизованного государственно-частного партнерства во всех областях экономики: от оборонной промышленности и развития высоких технологий до стройиндустрии и нефтегазовой сферы. На сегодня это наиболее перспективное направление в развитии российской экономики. Основная цель саммита – сделать так, чтобы здоровый потенциал бизнеса страны был поддержан властью. А проблем во взаимоотношениях государства и бизнеса накопилось. Например, в той же «оборонке».
"Государство, как потребитель, и предприятие, как производитель, не равноправны, – считает генеральный конструктор ОАО "Корпорация "МИТ" академик РАН Юрий Соломонов, – государство поставило себя в привилегированное положение по отношению к предприятиям и имеет возможность применять к ним штрафные санкции, взыскивать пени и неустойки, имеет право на ограничение прав производителя. Зачастую в нарушение действующего законодательства, не неся при этом никакой ответственности за несение обязательств по софинансированию государственного оборонного заказа".
На форуме была поднята тема продвижения высоких технологий и их поддержки не только государством, но и бизнесом. И не только потому, что у государства не хватает средств. Нет и продуманного механизма взаимодействия и четких приоритетов.
По словам председателя комитета торгово-промышленной палаты РФ по содействию модернизации и технологическому развитию экономики РФ Екатерины Поповой, нужна четкая методология определения этих приоритетов. Здесь роль ученых, инженеров первостепенна, то есть чиновник не может определять эти приоритеты. Сложно полагаться целиком на бизнес, потому что бизнес имеет свои конкретные задачи. И часто определение приоритетов с участием одного бизнеса превращается в лоббирование интересов тех или иных бизнес-групп.
Тема инвестиционного климата в регионах – отдельный вопрос. Губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт считает, что инвестиционный потенциал в крае очень мощный, а инвестиций критически не хватает. Он подчеркнул необходимость введения льгот для особых экономических зон в регионах. Эта мера должна привлечь инвестиции. Член общественной палаты Анатолий Кучерена говорил, что малому и среднему бизнесу лишний надзор только вредит: "Если мы говорим о человеке, который хочет создать бизнес… Чтобы его меньше трясли, меньше проверяли. Он рискует своими деньгами. Я в свое время предлагал, чтобы Департамент экономической безопасности не влезал в малый и средний бизнес, и вообще в бизнес. Есть бюджет – пусть смотрит, как бюджетные деньги используются".
Чтобы создать благоприятные условия для развития инновационного предпринимательства, необходимо объединить усилия власти и бизнеса, – это ясно, как «2х2», вопрос в том, чтобы это сотрудничество стало взаимовыгодным. Но эти вопросы стали предметом для детального обсуждения на отраслевых дискуссионных площадках саммита.