Генеральный директор "Норильского никеля" Владимир Стржалковский считает, что конфликт акционеров в "Норникеле" не снизил потенциал развития компании.
Стржалковский работает на посту гендиректора "Норникеля" 2,5 года и, по его словам, в полной мере отвечает за компанию и понимает происходящие процессы. "Компания стабильно работает, она управляема и даже в кризис доказала свою устойчивость, свой запас прочности. Поэтому я считаю, что и перспективы развития неплохие", - пояснил он в интервью газете "Ведомости".
Затрагивая ситуацию с конфликтом акционеров, Стржалковский настроен на конструктивное ее развитие. В частности, комментируя созванное по инициативе UC Rusal внеочередное собрание акционеров, на котором было решено переизбрать совет директоров и вернуть на пост его руководителя Александра Волошина, Стржлаковский объясняет, что поскольку изменился состав акционеров, то было решено избрать новый состав совета. Самое главное, по его словам, что никаких претензий по форме проведения собрания у контролирующих органов не возникло, а всякого рода голословные обвинения без подтверждающих фактов принимать во внимание не стоит.
"Я лично против Волошина ничего не имею. Но давайте говорить откровенно: он и сам не скрывает, что то ли он представитель Rusal, то ли Дерипаска представитель Волошина. Очевидно одно: это единая группа людей. Насколько избрание будет влиять на ситуацию? Надеюсь, не сильно. Но и в данном случае не обольщаюсь", - говорит он.
Стржалковский поясняет, что корень конфликтной ситуации между "Русалом" и "Интерросом" заключается в том, что Олег Дерипаска не скрывает, что UC Rusal покупала этот актив, чтобы получить над "Норникелем" операционный контроль. "А менеджмент не должен действовать по указке какого-то одного акционера. В конце концов, на менеджменте лежит ответственность за все, что будет сделано в компании", - утверждает он.
Стржалковский верит в то, что "любая точка зрения должна быть обоснована". "На все эти собрания тратятся деньги, силы, время. Поэтому в первый раз мы голосовали за сохранение действующего совета, а на следующем собрании — за переизбрание совета по той причине, что поменялся состав акционеров. Цель же UC Rusal, которая инициирует эти собрания, — выбить менеджмент из колеи, отрывать его от работы, чтобы потом сказать, что он неэффективно работает. Невольно и менеджмент, и я отрывались от основной деятельности на всю эту возню. Теперь же я вообще смотрю на их действия философски — поменялся акционер, проводим собрание", - рассказывает он.
Безусловно, что подобного рода ситуация не является нормальной для компании, говорит Стржалковский, потому "со стороны менеджмента предпринимались различные попытки прекратить этот конфликт. Мы же не просто так копили деньги, продавали активы — мы получали ясные сигналы, что акционеры UC Rusal готовы продать пакет [акций "Норникеля"] за разумную цену... В итоге мы делаем UC Rusal предложение намного выше рынка. "Интеррос", кстати, считал наше предложение неоправданно высоким. Но в итоге мы все равно получаем отказ. Я сделал все возможное, чтобы конфликт прекратить", - подчеркивает Стржалковский.
"Норникель" - это крупная, стратегически важная для страны компания. Поэтому не случайно, что руководство страны интересуется ее делами. "В первую очередь интересуется стабильностью работы компании. А она есть. Перспективами развития — чтобы в дальнейшем не уменьшался выпуск продукции, потому что это обеспечивает приток в страну денег, стратегическую безопасность, влияние на мировые рынки и экономику ряда стран", - поясняет Стржалковский. Важным представляется и то, чтобы сохранялась жизнедеятельность российских городов и даже целых субъектов РФ, в той или иной степени зависящих от заводов "Норильского никеля".
"Мне бы хотелось больше заниматься развитием компании, - говорит Стржалковский. - Но, к сожалению, значительную часть времени мне приходится тратить на участие в процессах, связанных с конфликтом. Проверки, суды, многое другое. Мы должны все время оправдываться в чем-то".
Но что касается менеджмента, то он, по словам гендиректора, работает достаточно дружно. "Конечно, у каждого может быть свое мнение по каким-то вопросам, могут быть дискуссии, но это абсолютно нормальная, рабочая ситуация", - рассказывает он. Так что, независимо от локального конфликта акционеров, компания развивается.
Сейчас обсуждается стратегия её развития, в том числе и кадровая. "Ведь с учетом демографической ситуации в России, в связи со старением населения нам надо четко понимать, кто у нас будет работать, что мы должны для этого сделать по подготовке кадров, в социальной сфере какие изменения должны произойти у нас в 10-летней перспективе", - подчеркивает Стржалковский.