Вслед за федеральными и московскими властями претензии к крупнейшему в России оператору наружной рекламы News Outdoor стали предъявлять и в регионах. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) обнаружила, что шесть нижегородских компаний, принадлежащих News Outdoor, нарушили закон "О защите конкуренции", продлив свои договоры аренды рекламных мест без проведения торгов.
Председатель комиссии Управления ФАС по Нижегородской области Юрий Гребнев возбудил сразу два дела "О нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению" -- N117-ФАС 52-02/11 и N118-ФАС 52-02/11. Основанием стало заявление государственного предприятия "Нижегородский информационный центр "Реформа"", подведомственного губернатору области Валерию Шанцеву.
ФАС подозревает администрацию Нижнего Новгорода "в уклонении (непроведении) торгов по распределению городских рекламных мест", которые получили фирмы ООО "Ректайм", "РиМ НН", ООО "Нижновреклама", ООО "Постер М", ООО "Россерв", ООО "АНЖ", говорится в определении о назначении к рассмотрению дела N118-ФАС 52-02/11. Муниципальное учреждение "Рекламная служба города Нижнего Новгорода" ФАС, в свою очередь, подозревается в заключении дополнительных соглашений, в нарушение закона продлевающих сроки действия ранее заключенных договоров (N117-ФАС 52-02/11). В отчетности американской News Corp все упомянутые фирмы представлены как контролируемые головной компанией корпорации.
11 января 2010 года "Рекламная служба города Нижнего Новгорода" в массовом порядке на безвозмездной основе заключила дополнительные соглашения к договорам аренды рекламных мест перечисленных компаний, продлив сроки действия этих договоров, следует из материалов о назначении дел к рассмотрению. По мнению ФАС, такое заключение договоров нарушает часть 1 ст.15 ФЗ "О защите конкуренции".
Сегодня в УФАС состоялось первое рассмотрение обоих дел по существу.
Нарушившим закон чиновникам грозят дисквалификация и привлечение к уголовной ответственности, а компаниям -- расторжение договоров и штрафы в размере до 15% от оборота. Выручка группы News Outdoor по US GAAP в 2008-2009 финансовом году составила $380 млн.
В конце 2010 года News Outdoor по решению суда уже заплатила в бюджет 1,34 млрд рублей неуплаченных в 2005-2007 году налогов, а также более 150 млн рублей пеней. Чтобы провести платеж, ей пришлось спешно продать свои активы в Польше, так как кредитная нагрузка компании превышает $150 млн.
В 2007 году агентство "ЭСПАР-Аналитик" оценивало долю News Outdoor и принадлежащих ей компаний на рынке наружной рекламы Нижнего Новгорода в 70% (по всем форматам). В 2008 году вступили в силу поправки в закон "О рекламе", ограничивающие долю одного оператора на рынке услуг по распространению наружной рекламы 35% общей площади рекламных полей.
"ЭСПАР-Аналитик" скорректировал оценку рыночной доли News Outdoor -- немногим более 30%, хотя сделок по продаже оператором своих активов в Нижнем Новгороде зафиксировано не было.
Расторжение договоров аренды рекламных мест и оборотные штрафы способны расстроить сделку по продаже News Outdoor. Впервые американский медиамагнат Руперт Мэрдок объявил о намерении продать компанию в 2007 году, а в 2008-м публично заявил, что опасается потерять этот бизнес: "Чем большего успеха мы добьемся, тем больше шансов, что его (российский бизнес) у нас украдут. Лучше мы сейчас его продадим". Суды с правительством Москвы, ФНС и ГИБДД, уголовные дела о предоставлении незаконных льгот компаниям Руперта Мэрдока ("Мосгорреклама", "Столица М", ООО "Ньюс Аутдор") уже вынудили отказаться от покупки актива ряд инвесторов -- инвестфонд TPG, JCDecaux, Леонарда Блаватника.
Сейчас затяжные переговоры о приобретении доли основного акционера News Outdoor, по сообщениям СМИ, ведет консорциум российских инвесторов в составе основателя канала СТС Питера Герви, входящей в "Альфа-групп" инвесткомпании Alfa Capital Partners и инвестбанка "ВТБ капитал". Активы оператора в России, на Украине и в Чехии оцениваются менее чем в $270 млн. Летом 2008 года инвестфонд TPG оценивал оператора в $1,65 млрд.
Мэрдоку принадлежит 79% российской "дочки" группы, генерирующей основную выручку, 21% находится у директоров компании Максима Ткачева, Татьяны Шмаковой и депутата Госдумы Сергея Железняка (бывший гендиректор News Outdoor Russia).